Исследовательская работа по выработке алгоритма для решения рациональных уравнений.
Идёт обсуждение плана решения рациональных уравнений 2-
= 0 и
=
-1 с записью опорных слов алгоритма на доске.
Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы упростить решение уравнения (перенести все слагаемые в одну часть, преобразовать левую часть уравнения к виду алгебраической дроби
, решить уравнение р(х)=0, проверить, не обращается ли знаменатель в нуль).
Решение рациональных уравнений (на доске решает ученик).
Пример 1. Решим уравнение
2-
(1)
Применим к левой части уравнения (1) правило вычитания алгебраических дробей:
2-
=
=
(2)
Для любого числа х0 ≠ 1 равны числовые значения левой и правой частей равенства (2).
В частности, если для некоторого числа
обращается в нуль одна часть равенства (2), то для него обращается в нуль и другая его часть. А это означает, что уравнение (1)равносильно уравнению
= 0. (3)
Уравнение (3) мы умеем уже решать. Для этого решим сначала уравнение
Х-3=0.
Оно имеет единственный корень
= 3. При этом число
= 3 не обращает в нуль знаменатель дроби левой части уравнения (3):

Поэтому уравнение (3) имеет единственный корень
= 3.
Значит, и исходное уравнение (1) имеет единственный корень
=3.
Ответ:3.
Пример 2. Решим уравнение
=
-1. (4)
Перенесём все члены уравнения (4) влево, получим уравнение
-
+1=0, (5)
равносильное уравнению (4).
Применим к левой части уравнения (5) правила сложения и вычитания алгебраических дробей:
-
+1=
=
.
Рассуждая, как в примере (1), получим уравнение
=0(6)
равносильное уравнению (5).
Для решения уравнения (6) надо сначала решить уравнение
-3х+5=0.
Поскольку его дискриминант
Д=в2- 4ас = (-3)2 -4*1*5 = -11, -11<0,
то оно не имеет корней.
Следовательно, исходное уравнение (4) не имеет корней.
Ответ: не имеет корней.
Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений. Дети сами формулируют алгоритм.
1. Перенести все члены уравнения в левую часть.
2. Преобразовать левую часть уравнения к виду алгебраической дроби
.
3. Решить уравнение p(x)=0.
4. Для каждого корня уравнения p(x)=0 сделать проверку: удовлетворяет ли он условию q(x)≠0 или нет.
Если да, то это корень заданного уравнения; если нет, то это посторонний корень и в ответ его включать не следует.
Записать ответ.






