Цели: воспитание ответственности за сохранение и защиту Культуры и популяризация идей праздника «День культуры 15 апреля»
Задачи:
-узнать историю праздника Международного дня культуры;
-определить, что составляет основу духовной культуры человека;
-создать условия для широкого проявления детского творчества;
-способствовать стремлению к духовному совершенствованию, нравственному и эстетическому развитию учащихся.
Ход мероприятия:
Сегодня мы отмечаем Международный день культуры, который учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года Пакта Рериха — международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Николай Константинович Рерих (1874-19470-художник, ученый, мыслитель, общественный деятель и гуманист писал: «Культура- вот главная движущая сила в совершенствовании общества и в единении людей всех наций и вероисповеданий[1].
По инициативе Международной общественной организации «Лига защиты культуры» с 1998г 15 апреля отмечается как Всемирный день культуры с поднятием Знамени мира.
|
|
(закрепить плакат с изображением Знамени мира на доске).
Всемирный день культуры - возможность еще раз задать вопрос: «Что следует делать» или «Тебе не следует это делать», «Что такое культура?», «Каким я представляю духовно богатого человека?».
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даётся такое определение духовности: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»[2].
В вашем учебнике «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы читаем: «Духовность- это мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами(о еде, тепле, сне), то есть отличают от животных. Светское понимание духовности- стремление познавать мир, а не просто использовать его, бескорыстно заботиться о других людях, а не только о себе. Религиозное понимание духовности- состояние близости души человека [ его внутреннего мира] к Богу, стремление следовать его заповедям [законам][3].
Слово «культура» в латинском языке означает широкий круг понятий: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура является итогом достижений человечества.
По мнению Н.К. Рериха, только культура, возвышая и совершенствуя человека, борется с бездуховностью и деградацией, помогает обществу двигаться к лучшему будущему.
Со словами предостережения от бездуховности обращается к вам завуч по немецкому языку нашей школы- Татьяна Евгеньевна Дрожжина:
|
|
Убожество души мы сеем сами.
Убожество цветет повсюду здесь:
И в жалких текстах всей телерекламы,
И в многих кинофильмах оно есть.
Смогло оно до книг уже добраться:
культура речи в них равна нулю.
Герои книг все чаще матерятся,
И книги роль почти утратили свою.
Американские чужие песни
Наивную дурманят молодежь.
И молодежный сленг, что всем известен,
На речь родную вовсе не похож.
Рисунки под названием граффити
Для русских душ совсем не хороши.
И все это- хотите ль, не хотите ль-
Приводит нас к убожеству души[4].
И. В. Гёте писал: «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»[5]. Принятый порядок поведения в различных ситуациях определяет этикет. Правила отношений между людьми называется моралью, этическими нормами.
«Все правила достойного поведения давным–давно известны, остановка за малым- за умением ими пользоваться»,- писал Блез Паскаль.
Как вы думаете, что помогает человеку поступать хорошо, правильно; на чем основываются правила поведения человека?
Из поколения в поколение передаются правила поведения, которые помогают объяснить, какие поступки считать добрыми, а какие злыми. Мораль утверждает, что добрые поступки человека гораздо важнее, чем красивое лицо или несметное богатство. Русская пословица гласит: «Доброе слово дороже богатства».
Основные нравственные правила разных народов России общие. Чтобы убедиться в этом, сейчас проведем игру «Пословицы народов России и ближнего зарубежья об обычаях нравственной культуры». (Пока студенты выполняют задание, звучит песня «Дорогою добра»).
Задание: Создаем 3 команды. Вам нужно разделить представленные пословицы на три группы по темам: о добре и зле; о правде и честности; о труде и упорстве. Сделайте вывод: перечислите общие нравственные правила разных народов России
Давайте уточним смысл слов: добро, зло, долг, совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни.(Ответы детей)
В. Гёте писал: «Кто и для малейшего из своих современников довольно сделал, тот жил для всех веков»; «Без пользы жить – безвременная смерть»[6]
Писателю Леониду Андрееву принадлежат слова: «Жизнь, не освещенная высшей целью, сведенная к голой борьбе за примитивные потребности существования,- такая жизнь- тоска, томление и гнусность».
О чем говорят эти авторы? Как называют высшую цель, к которой стремится человек, и она является образцом для поведения? /Идеал.
«Красиво жить – не просто звук пустой.
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой,- тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой![7]
Добро- мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, «если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни». Послушайте стихотворение Марка Лисянского:
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы[8].
«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»[9],- писал Максим Горький.
Важными для духовного, культурного человека являются такие качества, как внимательность, отзывчивость, чуткость, сострадание и милосердие.