Философия, её предмет и место в культуре

Филосо́фия (дословно: любовь к мудрости) — теоретическая дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. По некоторым историческим данным впервые термин был применён древнегреческим философом и математиком Пифагором (580-500 г до н.э.).

При определении философии часто опираются на понятие мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов, представлений, оценок и принципов, определяющих общее видение мира и человека в нём, программу поведения и действия людей. Принято выделять несколько исторических типов мировоззрения, наиболее развитым типом считается научно-философский. Это система объективно-истинного миропонимания и мироощущения, которое опирается на научные знания и корректируется в связи с развитием науки. Отличительными характеристиками философского мировоззрения являются: теоретичность и отсутствие непосредственной привязки к опыту, стремление познать мир как целое с точки зрения наиболее общих закономерностей его существования и развития, рассмотрение мира в связи с определённым понимание человека, многообразие философских систем и подходов в объяснении мира.

Возникновение философии принято связывать с Древней Грецией, хотя философские идеи параллельно появляются и на Востоке. Начало философии в Древней Греции датируется VII-VI в. до н.э. В качестве основных источников первых философских идей выступают мифологическое мировоззрение, начальные формы научного знания и обыденное сознание. Предпосылками возникновение философии являются: возникновение классового рабовладельческого государства, формирование денежных систем и обмена, развитие торговых и культурных связей, формирование демократических институтов.

В 19 веке Ф.Энгельсом в предельно общей форме был сформулирован основной вопрос философии. Первая сторона основного вопроса: что первично -- материя или сознание? В связи с ответом на этот вопрос в философии принято выделять три направления. Материализм (линия Демокрита) – философское направление, признающее первичным и определяющим материя, природу, бытие, а сознание, дух и мышление – вторичным. Идеализм (линия Платона) – философское направление, утверждающее первичность и самостоятельность духовного начала, сознания, мышления и признающее вторичность материального, физического и их порождение субъективным сознанием (субъективный идеализм) или высшим духовным началом (объективный идеализм). Материализм и идеализм, признавая первичным одно начало, являются вариантами монизма Дуализм – философское учение, признающее равноправие и независимое существование двух начал – материального и духовного. Вторая сторона основного философского вопроса: может ли человек познать мир? Выделяют гносеологический оптимизм (признание безграничных возможностей человека в познании мира), агностицизм (отрицание возможности познания внешнего мира) и скептицизм (сомнение в возможности достоверного знания о мире).

Разделы философского знания:

Онтология – философское учение о бытие.

Гносеология – философское учение о познании, его формах, целях, методах, субъекте и объекте.

Философская антропология – философское учение о сущности человека, подходах к пониманию человека и его месте в мире.

Социальная философия – раздел философского знания, изучающий наиболее общие вопросы функционирования и развития общества как системы.

Методология – философское знание, определяющее методы и принципы познания и преобразования мира.

История философии – раздел философии, изучающий историю развития философского знания.

Праксеология – философское учение о практике и её связи с познанием.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Эстетика – часть философского знания, изучающего прекрасное и его противоположность.

Этика – раздел философского знания, изучающий мораль, нравственность, нравственные характеристики общества и человека.

Философия культуры – философское учение о сущности, структуре, особенностях и закономерностях развития культуры.

Основные функции философии: мировоззренческая, познавательная, критическая, методологическая, гуманистическая, прогностическая.

 

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., 1994.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2005

 

2. Античная философия

Античная философия включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима. Она прошла в своём развитии почти тысячелетний период с кон. VII в. до н. э до нач. VI в. н.э.

Периодизация:

 Натурфилософский период. Главная проблема: проблема устройства мира, проблема первоначала. Характерно соперничество нескольких школ. Представители: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит.

Гуманистический. Смена проблематики от природы к человеку и обществу. Представители: школа софистов, Сократ.

Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем, охватывающих весь круг философских проблем. Представители: Платон, Аристотель;

Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Главная проблема: проблема счастья. Представители: школы Эпикура, скептиков, стоиков.

Первый этап, который часто называют досократическим, носил космоцентрический характер и сохранял некоторые черты мифологии. Вместе с тем представители первых школ выступают как философы, стремясь познать Космос, внешний мир в целом, построить многоэлементную модель бытии; объяснить мир из единого начала (воды, огня, воздуха, числа). Космос определяется как живое, развивающееся целое, устроенное по разумным законам и познаваемое рационально. Происходит формирование философской категориальной системы, различение бытия и небытия, явлений и сущности, совершенного и становящегося, видимого и мыслимого… Природа определяется как объект философии, ставится вопрос о первоначале.

Античная философия в эпоху Сократа, Платона, Аристотеля получает своё наивысшее, классической развитие. Расширяется предметное поле философии, наряду с проблематикой Космоса формулируются проблемы человека, общества, культуры; развивается категориальный аппарат; в рамках общефилософских представлений проявляются зачатки научного знания и логики

Человек в учении Сократа (469(470)-399 г. до н.э.) – существо, обладающее разумной, нравственной душой, это высшая ценность. Поиск истины, самопознание делает человека добродетельным. Истина, ведущая к Благу и служащая Благу – основной предмет философии. Философ, вооруженный диалектикой (которую Сократ называет майевтикой) помогает найти объективную истину.

  Платон (427-347 г.до н.э.) считается родоначальником идеализма.  Его понимании бытие разграничивается на несколько сфер:

мир идей, вечный, совершенный, разумный, подлинный

мир материи, источник множественности, зла, несвободы, изменчивости, смерти

мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов, мир временных явлений

Мир идей представляет собой единство, объединённое идеей блага или высшего добра. Важнейшим свойством идей (идеального является совершенство); они выступают как образец для чувственно воспринимаемых вещей, который самостоятелен и полностью не реализуется ни в одном из изменчивых явлений. Мир вещей – это материальные копии идей, они несовершенны, временны, изменчивы. Весь мир имеет духовную основу. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывая их. Познание мира это познание его идеальной, духовной основы.

Исследуя человека, Платон выдвигает идею бессмертия души и создаёт учение о врождённых типах души: разумной, волевой и вожделеющей. Типология человеческих душ становится основой учения о социальной справедливости сословном разделении. Платон впервые разрабатывает идеал государства (утопию).

Аристотель (384-322 г. до н.э.) крупнейший учёный и философ Античности. Аристотель подверг критике концепцию Платона, отказавшись от разрыва сущностей (идей) и конкретных вещей. Важнейшее место в философии Аристотеля отводилось представлениям о «форме» и «материи». Форма есть сущность, внутреннее состояние, принцип каждой вещи, её понятие и смысл. Материя – это неоформленный субстрат, она пассивна, не способна ничего самостоятельно породить. Материя и форма вечны, между ними нет отношений первенства и второстепенности, друг без друга они не существуют. Каждая вещь есть единство материи и формы. Каждая вещь имеет 4 причины: материальную, формальную, действующую (раскрывающую источник движений и изменений) и целевую (определяющую цель движения и существования). Понимание отдельной вещи соответствует аристотелевской трактовке мира в целом. Причина причин или «форма форм» -- это Космический Разум или Бог. Он не творец, он часть мира, это план или проект Космоса, это Перводвигатель (хотя сам не подвижен), это энергия, чистая деятельность, предмет любви и стремлений всего космоса.

Человек, по определению греческого философа, есть политическое животное. Для достижения всеобщего блага и индивидуального счастья люди создают государство, где каждый должен подчиняться законам и повиноваться властям. Все формы государства подразделяются по количеству правящих и по цели правления на правильные и неправильные. В отличии от Платона Аристотель сторонник частной собственности рабства.

 

Литература:

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976, 1998.                                                            

 Богомолов А. С.. Античная философия. М., 1988.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.,1993.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, 1998, 2008

 

 3. Философия Средневековья

Период Средневековья охватывает собой время со II по XIV(XV) века. Важнейшей характеристикой этого периода является неразрывная связь философии и религиозно-монотеистического мировоззрения (в странах Западной Европы – с христианством). Философия становится служанкой богословия.

Периодизация средневековой философии включает в себя:

1.Апологетику (II-III в.) Тит Флавий Климент

2.Патристику (IV- VIII в.), включающую западную (латинскую) – Боэций, Аврелий Августин и восточную (греко-византийскую) – Ориген, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский.

3.Схоластику (IX-XIV/XV в.), включающую раннюю (IX-XII в.) – Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский; зрелую (XII – нач. XIV в.) – Фома Аквинский, Дунс Скот; позднюю (XIV – XV в.) – Роджер Бэкон, Уильям Оккам.

В центре средневекового мировоззрения лежат следующие положения. Бог первичен, един, трёхличен. Он вне природы, которая им сотворена. Мир создан Богом из ничего, благодаря воле. Бог всё предвидит и предопределяет. Бог -- истина в чистом виде, бог дарует знания по своей воле. Человек – лучшее из творений бога, он личность, обладающая разумом и волей, но он греховен. Познание имеет спекулятивный и ретроспективный характер, отличается догматизмом и назидательностью. Для средневековой философии характерно стремление соединить догматические религиозные предпосылки с рациональной методикой.

Основные проблемы средневековой философии: доказательства бытия Бога, сущность Бога, соотношение творца и творения, веры и разума, теологии и философии, сущности и существования, теодицеи (оправдание Бога за существующее в мире зло), обоснование творения из ничего, предопределения и свободы воли, вечности и времени.

Одной из важнейших стала проблема универсалий (общих понятий) как вариант вопроса о соотношении общего и единичного, сформулированного ещё в античной философии в трудах Платона и Аристотеля. Решение этой проблемы порождает три направления в рамках схоластической философии. Реализм – философское течение, утверждающее реальность общего (универсалий) и их первичность по отношения к единичным вещам (Альберт Великий, Фома Аквинский). Номинализм – философское течение, отрицающее самостоятельное существование универсалий и провозглашающее реальность единичного (Росцелин, Оккам). Концептуализм (вариант умеренного номинализма) – учение, согласно которому общие понятия есть продукт познавательной деятельности человека (Пьер Абеляр).

 

4. Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—нач. XVII веков. В этот период начинается развитие промышленности, происходит переворот в военном деле, развивается книгопечатанье, происходят крупнейшие географические открытия, формируется светская культура, растёт интерес к научному знанию. Культура Возрождения характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Мыслители Возрождения (Лоренцо Валла, Джованни Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Мишель Монтень) определяли свою деятельность как восстановление идеалов и традиций античной культуры.

Периодизация философии Возрождения:

Гуманизм (сер.XIV – сер.XVвв.)

Неоплатонизм (последняя треть XV – первая треть XVI вв.)

Натурфилософский (первая треть XVI – нач. XVII вв.)

Важнейшей идеей философии возрождения является гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Это учение о достоинстве человека, его уникальности и неповторимости. Отрицается христианская концепция греховности человека, подчёркиваются его творческие способности, свобода, стремление к счастью в земной жизни. Философия возрождения антропоцентрична (человек – центр Вселенной). Онтологические проблемы решаются в рамках пантеизма – учения, согласно которому природа, Вселенная и Бог тождественны и натурфилософии – умозрительного истолкования природы без опоры на эксперемент и математический аппарат. В рамках философии Возрождения происходит возврат к социально-политической проблематике как в форме реалистичных политических произведений (Макиавелли), так и в виде социально-утопических проектов (Мор, Кампанелла).

Литература

Карсавин Л. П. Святые отцы и учителя церкви М.,1994,2005

Майоров Г. Т. Формирование средневековой философии М.,1996, 2009.

Неретина С. С. Опыт словаря средневековой культуры // Благо и истина. М., 1998.

Соколов В. В. Средневековая философия М.,1996.

Христианство /словарь. В 3-х т. Изд-во Брокгауза и Эфрона М., 1993.

Хазра Мирза Гулам А. Философия исламских учений БН.,1994.

Баткин Л. М, Итальянские гуманисты: стиль жизни и мышления. М., 1978.

Брагина Н. М. Итальянский гуманизм. М., 1980.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980,2004

Соколов В. В. Западноевропейская философия XV-XVII веков. М.,1996,2007

 

  5. Философия XVII- XIX века

Научная революция XVII-XVIII века. Рационализм и эмпиризм.

Отрезок времени от даты публикации работы Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) до появления труда И Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) называют периодом «Научной революции». Это могучее движение обретает свои черты в работах Галилея, Кеплера, Браге, Ньютона, идеях Бэкона и Декарта.

 Основными причинами научной революции стали: 1. реформация, распространение и утверждение в Европе протестантизма; 2.влияние идей философии эпохи Возрождения; 3. развитие капиталистических отношений.

В результате возникает новоевропейская наука, основывающаяся на точном контролируемом эксперименте, оформляется профессиональное научное сообщество, определяются новые практические цели научного поиска, формируется язык науки и научные коммуникации, система образования. Возникают идеи натурализма (самодостаточность природы, управляемой естественными объективными законами), комбинаторности (каждый элемент мира представлен в виде набора форм разной степени существенности и общности, следовательно, знать действительность означало знать сочетание форм [механика]), квантитатизма (“познать – значит измерить”), детерминизма (философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира), аналитизма (исследование при помощи разложения предмета изучения на фундаментальные составляющие).

Философия в этот период неразрывно связана с естествознанием и ориентируется на науку. На первое место выдвигаются проблемы познания. Различные варианты решения проблемы познания породили основные направления в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

     Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знания основываются на опыте. Разум выполняет функцию сочетания и перекомпоновки того материала, который дан в опыте, рациональные способности ничего не добавляют к содержанию нашего знания. Представителями этого направления в 17 веке являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Формулируются правила индуктивного метода познания, опирающегося на эксперимент. Отрицается какое-либо изначальное содержание сознания человека.

  Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационализм восходит к древнегреческой философии, в частности к трудам Парменида. Представителями этого направления в 17 в. являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Закладываются основы дедуктивно -рационалистического метода познания, обосновывается идея о врождённой предрасположенности человека к определённому познанию или истинам.

В рамках рационалистического направления было развито учение о субстанции (философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития).  Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств (атрибутов) и состояний (модусов): она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Она выступает первопричиной происходящего.

Основная  точка зрения, сложившаяся в философии Нового времени, связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с природой и определяется в качестве причины самой себя и мира (монизм). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. Философия Декарта дуалистична, т.к. в ней утверждается равноправное существование двух субстанций – материальной, атрибутом которой является протяженность, и идеальной, атрибутом которой является мышление. Материя понимается с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая картина мира), в то время как душа свободна и рациональна. Субстанцией первого порядка, то есть абсолютно самостоятельным началом духовно-материального мира, является Бог. Лейбниц выдвинул плюралистическую концепцию бытия как совокупности множества субстанций – монад (это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет). Важнейшим качеством монады-субстанции является деятельность или стремление.

Литература

Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М., 2000

Соколов В.В. европейская философия 15-17 вв., М., 1984

 

6. Философия Просвещения.

Век Просвещения (1688-1789 гг.) -- это особое философское, идеологическое, политическое и педагогическое движение, зародившись в Англии, охватило большинство европейских стран (Голландию, Италию, Германию, Португалию, Россию) и с наибольшей чёткостью, последовательностью и радикальностью проявило себя во Франции. К наиболее характерным общенациональным чертам эпохи Просвещения следует отнести: твёрдую, временами наивную веру в силу разума и знаний, способных освободить человечество от предрассудков и религиозных суеверий, культ научного и технического познания как орудия преобразования мира, стремление к этической и религиозной терпимости, утверждение возможности избавления от неравенства и тирании, защита естественных прав человека и гражданина, убеждённость в поступательном прогрессивном развитии человечества. В философии закрепляется разделения идеалистического и материалистического направлений; идеализм порождает свою особую субъективную форму (Джорж Беркли, Дэвид Юм), а материализм преодолевает пантеистические и деистические представления и становится атеистическим (Ламетри, Гельвеций, Гольбах).

К важнейшим философским концепциям века Просвещения относятся:

Рационализм (гносеологическое учение, утверждающее в качестве основного инструмента познания и критерия истины разум). Разум признаётся сущностью, «природой» человека, важнейшей характеристикой, обеспечивающей безграничные возможности. Рационализм признаёт мир упорядоченным, законосообразным, самовоспроизводимым и познаваемым.

Механицизм (в узком смысле, это научная форма, сложившаяся на основе механики И.Ньютона; в широком смысле, это фундаментальная философская позиция, в силу которой всё многообразие явлений природного и человеческого мира объясняется простым перемещением частиц вещества, имеющим физические и геометрические свойства ограниченного характера). Законы механики признаются всеобщими, устанавливается динамический взгляд на мир. Мир уподобляется огромному механизму, в котором движение целого порождает движение частей и наоборот.

Сенсуализм (гносеологическое учение, признающее базовым элементом познавательной деятельности ощущения). Главным органом познания является человеческий мозг, на котором как на «живом экране» запечатлеваются внешние влияния. Разум ограничен опытом и контролируется им. Он не зависит от религиозных истин откровения и врождённых идей, он завоеватель нового знания.

Деизм (естественная светская религиозность, исходящая из признания безличной разумной причины мироздания и отвергающая божественное вмешательство в жизнь природы и общества) и атеизм (отрицание веры в существование Бога или богов). В деизме как философской концепции критиковались сверхестественные источники религиозной веры, а богопочитание сводилось к нравственному поведению.

Теория договорного государства и естественного права  обосновывает естественное происхождение государства, связывая его возникновение с потребностями и деятельностью людей. Юридический закон является оформление естественного разумного закона общего для всех. Цель государства – защита прав граждан и обеспечение равенства всех перед законом

Идеи Английского Просвещения были развиты в трудах Джона Локка, Джона Толанда, Дэвида Юма, Джорджа Беркли. Французские просветители – Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье, Гельвеций, Гольбах, Ламетри.

Литература

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М., 1979.

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. М., 1989.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: