Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724–1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762– 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770– 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804– 1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, её «душой».

2. Создаётся гносеологическое направление a философии, которое рассматривает процесс познания как субъект объектные отношения. В понимании процесса познания философы исходят из первичности и активности субъекта и, исходя из понимания субъекта (Я, мышления, Идеи), строится понимание бытия

3. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. 4. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.

5. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

6.Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность

 

Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии. В его творчестве принято выделять два периода. В первый, докритический, Кант разрабатывает проблемы, поставленные предшествующей философией и занимается естественнонаучными исследованиями. На втором, критическом этапе (основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), на первый план выдвигаются гносеологические проблемы. Кант совершает переворот в философии, делая предметом анализа процесс познания и познающего субъекта. Возможности познания философ видит не в специфике познаваемого объекта, а в особенностях субъекта познания.

По Канту, человек всегда имеет дело с явлениями, данными через органы чувств. Именно они являются основой достоверного знания. Начинаясь с опыта, знание не сводится к нему, так как часть наших знаний носит априорный,  доопытный характер и определяется самой способностью человека к познанию. Априорность придаёт знаниям всеобщий и необходимый характер. Кант различает в структуре знания два типа суждений.  Под синтетическими суждениями Кант понимал суждения, которые расширяют наши знания о познаваемом объекте, аналитические суждения, напротив, носят поясняющий характер.

Согласно Канту, все опытные эмпирические суждения имеют синтетический характер. Возможны ли априорные (то есть не зависящие от опыта) синтетические суждения? Кант анализирует этот вопрос в приложении к математике, естествознанию и метафизике и в первых двух случаях решает его положительно. Априорные синтетические суждения в метафизике невозможны и следовательно вопрос о сущности вещей оказывается, по Канту, неразрешимым.

Кант выделяет три основные способности человека, подчёркивая их априорные основания. Во-первых, это априорные формы чувственности — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции. Деятельность рассудка связана априорными формами – категориями. Взаимодействие категорий и эмпирии  -- это основа конструктивной деятельности воображения, которое помогает создавать новое знание на основе синтеза чувственности и рассудка.

Кант первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Человек устроен так, что у него есть априорные, доопытные формы сознания, которые позволяют ему жить в мире (Бог, причинность, необходимость, сущность и т.д.). Следует признать, что действительность сама по себе и наши знания об этой действительности не совпадают. Попытка совместить их приводит к антиномиям (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано). К подобным утверждениям приходит человеческий разум в стремлении познать мир в целом, доказать или опровергнуть существование Бога, разрешить проблему свободы. Эти антиномии свидетельствуют о границах познания. Таким образом, Кант делает вывод о невозможности познания сущности (Вещи-в себе). Познаваемыми он признаёт лишь явления.Тем самым Кант разграничивает познавательную и нравственно-религиозную деятельность человека.

Вершиной в развитии немецкой классической философии стала система Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831). Гегель создаёт систему объективного идеализма,  модель развивающегося бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Он конструирует диалектику как систему, формулирует её основные категории и законы.

Бытие для Гегеля это процесс саморазвития Абсолютной идеи, высшего духовного начала. Всё существующее есть проявление развития Идеи: понятия, природа, человек, общество, культура. В своём развитие сущее подчиняется диалектической триаде тезис – антитезис – синтез и проходит три стадии развития. Абсолютная идея раскрывает себя: 1. В царстве чистых понятий и категорий. 2. Воплощается и конкретизируется в природе. 3. Завершает развитие в формах субъективного сознания и духовной культуры человечества.

В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат три основные положения:

1. Источником развития является внутреннее противоречие предмета, представляющее единство и взаимное отрицание противоположных начал.

2. Развитие осуществляется посредством перехода количественных изменений в качественные.

3. Предмет проходит в своём развитии 3 стадии (Триада): Тезис – Антитезис – Синтез. На стадии Синтеза происходит возвращение к основным положениям Тезиса, но на более высоком уровне развития.

Положения диалектики тесно связаны между собой, являясь сторонами единого процесса развития и характеризуя его с различных сторон. Применение диалектики позволяет Гегелю создать целостную философскую картину развития мира и человечества, своеобразную лестницу восхождения человека в приобщении к мировой культуре. На вершине этого развития достигается тождество мышления и бытия. Одним из важнейших недостатков гегелевской системы является явное противоречие между завершённостью его системы и принципиальной открытостью и бесконечностью развития, диктуемых принципами и законами диалектики.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: