Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук

1. «Угадай, что делать»

Цель. Формировать умение соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание

Раздаточный материал: по 2 флажка на каждого ребенка.

Содержание: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Методические указания.  Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

2. «Солнце или дождик?»

 

Цель.  Выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

 

Содержание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания.  Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

3. «Догадайся, что звучит 1»

 

Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

 

Содержание: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

4. «Догадайся, что звучит 2»

 

Цель: продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Содержание. Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

5. «Где позвонили?»

 

Цель.  Формировать умение определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Материал:  звоночек.
Содержание: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания.  Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

6. «Бабочка, лети!»

 

Цель.  Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Материал: 5 бумажных ярко окрашенных бабочек, к каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Содержание. «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания.  Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед.

7. «Пускание корабликов»

 

Цель.  Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

 

Содержание. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

8. «Громко — тихо»

 

Цель.  Формировать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Материал: парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

 

Содержание: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или

 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

9.   «Часы»

 

Цель.  Развивать речевое внимание детей.

 

Содержание. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак…»!.
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

10.   «Медвежата мед едят»

 

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

 

Содержание. Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем).

Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

11.    «Лягушка и лягушата»

 

Цель.  Развивать речевое внимание детей.

 

Содержание. Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

12.   «Покормим птенчиков»

 

Цель. Развивать речевой аппарат детей.
Содержание. Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. Воспитатель добивается, что бы дети шире открывали рот. Игра повторяется 2-3 раза.

13.   «На приеме у врача»

 

Цель.  Развивать артикуляционный аппарат детей.

 

Содержание. Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходит детей и говорит) у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

14. «Кто в домике живет?»

 

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Содержание. (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал? Аналогично, дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

15. «Узнай по голосу»


Цель. Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Содержание. Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

16.   «Кто как кричит?»

 

Цель.  Развивать речевое внимание детей.

 

Содержание. У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

17. «Отзовись»

 

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

 

Содержание. Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

18. «Позови свою маму»

 

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Содержание. У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.

19.   «Магазин»

 

Цель.  Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

 

Содержание. Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

20. «Колокольчики»

 

Цель. Развивать речевое внимание детей.

 

Содержание. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

21. «Будь внимательным»

 

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

 

Содержание. Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

22.   «Идут животные»

 

Цель.  Развивать речевое внимание детей.

 

Содержание. Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.
- Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
- Идут поросята, они топают еще тише…
- Идут ежики, они топают очень тихо…
- Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

23.   «Кукушка и дудочка»

 

Цель.  Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

 

Содержание. В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

24.   «Забей гвоздик молоточком»

 

Цель. Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

 

Содержание. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).  Давайте забьем гвоздь большим молотком…
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

25.   «Подуем на шарик»

 

Цель.  Развивать артикуляционный аппарат детей.

 

Содержание. Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.


   26. «Научим зайку правильно говорить»

 

Цель. Развивать интонационную выразительность.

 

Содержание. Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка».

Елочка – белочка.
Оник – слоник.
После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

27.   «Оближем губы»

 

Цель.  Развивать артикуляционный аппарат детей.
Содержание. Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

28.   «Гуси»

 

Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.
Материал:  картина «Гуси»

 

Содержание. Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
В: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели.
(Игра повторяется 3-4 раза)

29. «Ветерок».

 

Цель. Развивать артикуляционный аппарат детей.

 

Содержание. Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

30. «Угадай по голосу»

 

Цель: закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: корзина с игрушками.
Содержание.  

- Кто это к нам пришел? Это (достает петушка, лягушку, утку) - петух
- А это (показывает картину) кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку!

 - А это чей голос? Кто так говорит «кря-кря»? (утка)
- Кто кричит «ква-ква»?

- Кто кричит «кукареку»?

- А как кукушка поет?
- Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)
- А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)
-  Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? (кукует)
- Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите, как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.)

- Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: у-у-у. Назовите слова со звуком у: кукушка, петух, лягушка, утка. (Произносит вместе с детьми)

Игрушки остаются для свободной игры детей.
























































По развитию речи.

1. «Чудесный мешочек»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре­делении предмета по его признакам.

  Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

 

Содержание.  «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно по­смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога­даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин­ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

2. «Разноцветный мешочек»

Цель: ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи­тельными среднего и женского рода, по числу детей.

Содержание. Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де­тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во­просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп­ражняться в образовании форм именительного падежа множест­венного числа существительных.

 

3. «Такой листок – лети ко мне!»

Цель.  Упражнять в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (название деревьев: клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.

 

Содержание.  Воспитатель вместе с детьми на прогулке собирает листья деревьев (по количеству детей, каждому по одному). Дети стоят полукругом.

- Вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним. Посмотрите, какие листья у клена – большие с зубцами. Листья рябины – небольшие, сам лист похож на перышко (Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья).

- У меня в руках листья от разных деревьев(показывает). Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику и у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» - вы побежите ко мне.

4. «Кто скорее соберет?»

Цель.  Правильно собирать пирамидку,отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в названии величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).

Материалы: пирамидки (по количеству детей), флажки.

Содержание.  Играют с небольшой группой детей. Раздав пирамидки каждому ребенку, воспитатель привлекает внимание детей:

- Посмотрите, какое кольцо внизу: большое или маленькое? (большое)

- А вот это какое? (поменьше)

А наверху какое кольцо? (самое маленькое)

Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель помогает:

- Запомните, что внизу находиться самое большое кольцо, а наверху какое? (самое маленькое)

А теперь послушайте, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку (снимает кольца, кладет их на стол) и вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собирать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выиграет. Он получит флажок.

5. «Что изменилось?»

Цель.  Упражнять в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек.

Материалы: пять разных по размеру разноцветных матрешек.

 

Содержание.  Воспитатель показывает поочередно пять матрешек и вместе с детьми называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

- Что вы видите на моем столе? (матрешек)

- Посмотрите, какие матрешки по росту (ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки). Одинаковые по росту или нет? (разные) А что у них разное?

Воспитатель помогает наводящими вопросами:

- Посмотрите на платочки. Какие они? (прикасается то к одной, то к другой матрешке) У одной матрешки красный платочек, у другой – зеленый, а у этой – синий. Как мы скажем про платочки одним словом? (платочки у матрешек разного цвета)

- А сарафаны, как можно сказать? (сарафаны тоже разного цвета)

- А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее воспитатель обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого покажет матрешка.

 

6. «Теремок»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем време­ни при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, ля­гушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

 

Содержание. Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим живот­ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Пра­вильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Нико­го нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай­ка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

7. «Чего не стало?»

 

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длин­ная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

 

Содержание.   Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. На­зывают их. Выставляют на столе.

- Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

- Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамид­ки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем лен­точки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

8. «Где наши ручки?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

 

Содержание.  Дети сидят на стульчиках.

- Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину, дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

- Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)

- Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! - Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши

ножки! Игра повторяется 2—3 раза.

9. «Найди предмет по описанию»

Цель.  Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, формировать умение описывать предмет, не называя его.

Материалы: игрушка Буратино.

 

Содержание.  Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры (мяч, грузовая машина, собачка, кукла и т.д.) При этом необходимо обратить внимание детей на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться (прячет предметы по разным местам).

- Разбежались все наши игрушки, сейчас вы их будете искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой, - предлагает Буратино. Это круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится по полу (это мяч).

- Сережа, найди мяч.

Буратино описывает другую игрушку:

- Пластмассовое, зеленое с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. Что это за предмет? (ведро)

- Лена, поищи ведро и принеси сюда.

Игра продолжается, пока дети все спрятанные предметы по описанию не найдут.

 

10. «Лото»

Цель: упражняться в образовании форм множественного числа су­ществительных (в именительном и родительном падежах).

Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

 

Содержание. Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

- Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро ска­зать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, вы­соко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

11. «Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклоне­ния глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

 

Содержание. Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

- Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо  сказать: «Мишка, поезжай!». А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

- Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

12. «Подбери посуду для куклы»

Цель: закреплять знания о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению.

Материалы.  Три куклы: одна – повар, другая – няня, третья – просто девочка. Игрушечная плита, игрушечная обеденная посуда, игрушечный стол и стул.

 

Содержание.   Игра проводится после беседы о работе повара и няни, какая посуда используется в их работе. Во время игры кукла-повар стоит около плиты, другая кукла-няня готовит посуду к обеду, кукла-девочка сидит за столом. Воспитатель просит рассмотреть кукол, идет беседа о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда.

На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, рассказывает, как этот предмет называется(кастрюля), она нужна повару.

- Коля, отнеси кастрюлю повару, поставь на плиту.

Далее воспитатель показывает хлебницу:

- Этот предмет как называется, кому нужен? (хлебница, ее нужно отнести няне)

Воспитатель показывает чайную ложку:

- Это что, для чего она нужна? (чайная ложка, чтобы положить сахар в чай, есть торт)

Поочередно воспитатель показывает всю посуду. Для поддержания интереса можно использовать следующие варианты:

- А эта посуда, наверное, никому не нужна? (показывает половник, дуршлаг или чайник), - Нужна, нужна!

- Кому же нужен половник? (повару)

- А няне он нужен? (нужен)

- Значит сколько нужно половников? (два) Давайте поищем еще половник (дети находят еще половник и относят повару и няне).

13. «Больше - меньше»

Цель: упражнять в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые)

Материалы. Природный материал: шишки, желуди, листья, камушки, ракушки (разные по величине, так, чтобы каждого вида было одинаковое число).

Содержание.  Дети сидят за столом и рассматривают вместе с воспитателем предметы, называют их.

- Давайте рассмотрим шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные? (разные) Витя, покажи, какая из них больше. Лена, значит, это какая шишка? (поменьше)

- Вот с этими шишками, камушками, листочками и ракушками мы сегодня поиграем. Мы будем раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом все меньше и меньше (показывает действия на столе с желудями).

- Надо класть в ряд только одинаковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот, что будет класть в ряд? (листики)

По команде воспитателя дети раскладывают предметы в ряд на столе. Дети выбирают предметы, раскладывают по величине (по 5-6 предметов каждого вида).

- Кто быстро и правильно положит все предметы в ряд, тот и выигрывает.

 

14. «Мишка, ляг!»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

 

Содержание. В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо по­просить: «Мишка, спой!» (Рас­сказ сопровождается действия­ми с игрушкой.)

По желанию детей медве­жонок выполняет разные зада­ния. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с гор­ки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.

 

15. «Сложи картинку»

Цель: упражнять в составлении целого предмета из его частей.

Материалы. В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, разрезанные на четыре равные части по вертикале или диогонали.

 

Содержание.   Воспитатель знакомит с картинками, дети называют, что на них изображено. Затем показывает части картинки:

- От какой картинки этот кусочек? (от яблока). Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

- А теперь найдем другие части яблока.

Дети ищут картинки с изображением частей яблока, когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой:

- Получилось целое яблоко. Сейчас, я вам дам картинки. Свете – дам грушу, Вике – помидор, а Диме – морковь. Соберите целые картинки из их частей (разрезные картинки лежат на столе).

После правила меняются:

- Я дам вам не целую картинку, а кусочек. Вы по этому кусочку догадайтесь, какую картинку надо собирать (если ребенок догадался, какой предмет у него получится, то обязательно ему нужно дать сложить целую картинку, чтобы проверить верность предположения).

16. «Прятки»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространствен­ным значением (в, на, около, под, перед).

Материалы: грузовик, мишка, мышка.

Содержание. В гости к детям приходят мишка и мышка, они стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется.

- Давайте закроем глаза Мышонок спрятался.

Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?». Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Са­жаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подска­жите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мы­шонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

 

17. «Потерялись»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте­нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

 

Содержание. Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши.

- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Доста­ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень­кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен­ка. Поищи утку.

- А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен­ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает­ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: уткаутенок, курицацыпленок и др.

18. «Чей голос?»

Цель: закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; Закреплять умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Материалы: набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок и т.д.

- Давайте покажем, как мычит корова, как мяукает котенок.

- Смотрите, какая лужайка! (прикреплена полоска зеленой бумаги). Здесь будут ходить животные. Вот на луг вышла…(корова). Как она зовет своего сыночка? (му-му) У Вовы картинка теленка, поставь ее к корове. Вова, кто прибежал к своей маме? (теленок) Правильно дети? (да)

Поочередно ставят других животных, дети произносят характерные для каждого животного звуки.

- Гуляют по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком – говорит воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросенком, котенком.

19. «Домики»

 

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

 

Содержание. Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала дол­жен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бель­чонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

20. «Поручение»

 

Цель: называть детенышей животных.

Материалы: игрушки: бельчонок и котенок.

 

Содержание. Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем малень­кие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, по­скачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?

После игры животные прощаются с детьми и уходят.

21. «Дружные ребята»

Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей живот­ных.

Материалы: белка и лиса.

 

Содержание. 

-  Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна - бельчата, вторая -  лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим ма­мам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

Игра повторяется 3-4 раза.

22. «Кому что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.

Материалы: большиекарточки  на которых изображены повар, врач, шофер, свинарка; на маленьких карточках – предметы необходимые в работе.

 

Содержание.   Эту игру проводят после бесед и наблюдений за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, доярки и орудий их труда.   Игра проводится по типу «Лото». Проводится соревнование – кто быстрее закроет все клетки на больших карточках. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда, затем напоминает правила игры «лото». Необходимо помогать вопросами:

- Что еще нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?

23. «Когда это бывает?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: