Ученик научится:
проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно- нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами; пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
|
|
различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу; ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного;
самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
работать с учебным, научно-популярным и справочным секстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;
выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения; составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу; пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения; сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;
|
|
формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объема (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст; работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты):
находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать тексты произведений:
стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром; сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;
использовать в речи литературоведческие понятия:
произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения; практически находить в тексте произведения средства выразительности — эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль; подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения; различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);
выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал но проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок;
представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);
писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению;
отзывы о произведениях, о героях произведений.
Ученик получит возможность научиться:
творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов; создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развернутый ответ на вопрос;
описание — характеристика героя или пейзаж).