Б) Напишите комментарий, используя материалы таблицы «Речевые конструкции для введения в текст сочинения элементов комментария»

НАПИСАНИЕ КОММЕНТАРИЯ

(практика)

Задание №1.

Прочитайте фрагмент сочинения. Определите, какие способы отсылки к исходному тексту используют авторы сочинения.

А) Раскрывая проблему, автор изображает двух героинь, каждая из которых по-своему понимает работу учителя. Так, молодой математик Наталья Петровна, рассказывая о своих учениках, называет их «отличниками», «хорошистами», или «троечниками». Для нее единственный показатель – успеваемость. Конечно же, это формальный подход к своей профессии.

Совсем иначе видит тех же ребят учитель словесности Ирина Сергеевна. Она знает об их интересах и увлечениях, о том, кто куда собирается поступать. В каждом школьнике она старается разглядеть живого человека. Неслучайно ученики называют ее «классной во всех смыслах слова» (предложение35).

 

Б) В чем заключается настоящий подвиг? Как отличить истинный героизм от лжегероизма? Именно эти вопросы привлекли внимание автора.

В поисках ответов Д. Волкогонов обращается к прошлому. Он анализирует представления людей различных эпох о героизме, начиная с древних греков и заканчивая немецким философом Фридрихом Ницше. Греки воспевали воинов, считая их подлинными героями; феодалы – рыцарей; Ницше – будущего «сверхчеловека»… Однако действительно ли достаточно только недюжинной физической силы, чтобы совершить подлинно героический поступок?

Отвечая на этот вопрос, автор рассказывает историю о двух парашютистах, которые выполнили головокружительный трюк с передачей парашюта в воздухе. Можно ли назвать этот рискованный номер подвигом? Разумеется, нет, потому что кроме силы и ловкости подвиг предполагает высокую цель, ради которой человек идет на риск.

Таким образом, по мнению Д.А. Волкогонова, героическим поступок делает не бесстрашие человека или его незаурядные таланты, а способность человека жертвовать собой и идти на риск ради блага общества.

В) Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений своих героев – Константина Николаевича и Анастасии Петровны, проживших вместе более тридцати лет. Можно заметить, что еще в юности Константин Николаевич не понимал свою жену и старался её переделать. Автор пишет: «Ему не нравилось, как она громко хохочет… и осаживал её. И она перестала смеяться. Не только громко, но вообще перестала». Таким образом, мы видим, что трещина в их отношениях появилась уже давно.

Развитие сюжета показывает, что с годами проблема не исчезла, а, наоборот, стала еще острее. Эгоизм Константина Николаевича не даёт ему понять, что у его жены ухудшается зрение. Он видит лишь пыль, плохо вымытую посуду и «мерзкий прищур», который принимает за проявление высокомерия. Потрясающие равнодушие и невнимательность! В каждой фразе героя мы слышим пренебрежение. Если себя он внутренне нахваливает, например, за помощь детям, то жену лишь ругает. Невольно возникает вопрос: любит ли он её и любил ли вообще когда-нибудь?.. И даже запоздалое извинение («ты права, там действительно нет паутины… прости…») заставляет задуматься о том, как мало было нужно для того, чтобы понять истинное положение вещей и не обижать близкого человека.

Оба приведённых примера позволяют писателю показать изображаемую ситуацию с разных сторон, а читателю помогают глубже проникнуть в с ложный мир семейных отношений героев.

Г) Осознал ли Шаталов, что совершил безответственный поступок?

Если сопоставить информацию из текста, то легко понять, что герой так до конца ничего не понял. В предложениях 3, 4 автор передает размышления горе-штурмана: случай, едва не стоивший жизни матросам, – «маленький, рядовой», словно чуть не случившаяся трагедия – пустяк. Для героя это лишь «неприятности». Эти мысли разоблачают Шаталова, помогают понять, что он не считает себя виновным в драматической ситуации из прошлого. А упрека в этой истории, по мнению героя, заслуживает лишь «треклятый ревмокардит».

А ведь молодой штурман рискнул жизнями товарищей («удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра»), не подумал о них, и только «чудом никто не погиб». Однако можно предположить, что и у «израненных, простывших» матросов, пробывших на ледяном ветру более суток из-за безответственности их командира, тоже впоследствии возникли проблемы со здоровьем. Для каждого из них, очевидно, это история также могла стать «водоразделом целой судьбы».

Задание №2.

Ознакомьтесь со смысловым анализом текста М.М. Пришвина.

А) Выберите из таблицы основу для написания комментария (пример-иллюстрация №1, пояснение к примеру-иллюстрации №1, пример-иллюстрация №2, пояснение к примеру-иллюстрации №2, смысловая связь между примерами).

Б) Напишите комментарий, используя материалы таблицы «Речевые конструкции для введения в текст сочинения элементов комментария».

Смысловые группы Исходный текст Смысловые вехи
Видение зимнего пейзажа глазами влюбленного и разлюбившего человека (1)Белая изгородь, красные и золотые кусты – всё было в иголках мороза. (2)Тишина такая, что ни один листик не тронется с дерева. (3)Но птичка пролетела, и довольно взмаха крыла, чтобы листик сорвался и, кружась, полетел вниз. (4)Какое счастье было ощущать золотой лист орешника, опушенный белым кружевом мороза! (5)И вот эта холодная бегущая вода в реке, и этот огонь, и тишина эта, и буря, и все, что есть в природе и чего мы даже не знаем, - все входило и соединялось в мою любовь, обнимающую собой весь мир. (6)Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. (7)И однажды утром, открыв глаза, я понял такую радость от белого снега и утренней звезды, какую не всегда узнаешь. (8)И такое же в этот утренний час было прикосновение понимания моей любви как источника всякого света, всего живого на земле. (9)И вот ночью представилось мне, что очарование мое кончилось, я больше не люблю. (10)Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля: скот угнали, поля пустые, где черно, где снежок, и по снежку - следы кошек. Любовь, которая живёт в сердце человека, позволяет обострённо воспринимать красоту природы, видеть гармонию окружающего мира. Без любви мир гол и сер.  
Размышление автора о созидательных свойствах любви ...(11)Что есть любовь? (12)Об этом верно никто не сказал. (13)Но верно можно сказать о любви только одно: в ней содержится стремление к бессмертию и вечности, а вместе с тем, конечно, как нечто маленькое и само собою непонятное и необходимое, способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками. Любовь созидательна. В этом её сущность. Именно поэтому любовь связана с вечностью.
Размышления автора о роли любви во взаимоотношениях мужчины и женщины (14) Мы часто видим, что мужчина кое-какой, а женщина превосходная. (15)Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной: эта избирательная любовь и есть, вероятно, настоящая любовь. (16) Если женщина помогает создавать жизнь, хранит дом, рожает детей или участвует в творчестве с мужем, то ее надо почитать как царицу. (17)Она поднимает нас над самими собой. (18)Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. (19) Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Любовь позволяет увидеть в любимом его скрытые достоинства, его потенциал. Любовь поднимает человека над самим собой.
Описание душевного состояния влюблённого человека (20) Знаешь ли ты ту любовь, когда тебе самому от нее ничего нет, ничего и не будет, а ты все-таки любишь через это все вокруг себя, и ходишь по полю и лугу, и подбираешь красочно, один к одному синие васильки, пахнущие медом, и голубые незабудки? Любовь бескорыстна.
Размышления автора о творческом потенциале влюблённого человека (о взаимосвязи любви и творчества) (21) Если думать о ней, глядя ей прямо в лицо, а не как-нибудь со стороны, то поэзия во мне прямо ручьем бежит. (22)Тогда кажется, будто любовь и поэзия - два названия одного и того же источника. (23)Но это не совсем верно: поэзия не может заменить всю любовь и только вытекает из нее, как из озера ручей. Любовь – источник творчества.  
Размышления автора о причинах редкости настоящей любви в жизни человека (24)Любовь как большая вода: приходит к ней жаждущий, напьется ею или ведром зачерпнет и унесет в свою меру. (25)А вода бежит дальше. (26)Мы думаем, что жизнь людей наполняется любовью, а когда спросим себя и других, кто сколько любил, то оказывается: вот как мало! (27)Вот как мы тоже ленивы! - (28)Все что-то делают… - (29)А разве это не дело – складывать две жизни в одну? (30)Начало любви – во внимании, потом в избрании, потом в достижении, потому что любовь без дела мертва… Михаил Михайлович Пришвин Любить дано не каждому. Любовь – это труд души.

Задание №3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: