НАПИСАНИЕ КОММЕНТАРИЯ
(практика)
Задание №1.
Прочитайте фрагмент сочинения. Определите, какие способы отсылки к исходному тексту используют авторы сочинения.
А) Раскрывая проблему, автор изображает двух героинь, каждая из которых по-своему понимает работу учителя. Так, молодой математик Наталья Петровна, рассказывая о своих учениках, называет их «отличниками», «хорошистами», или «троечниками». Для нее единственный показатель – успеваемость. Конечно же, это формальный подход к своей профессии.
Совсем иначе видит тех же ребят учитель словесности Ирина Сергеевна. Она знает об их интересах и увлечениях, о том, кто куда собирается поступать. В каждом школьнике она старается разглядеть живого человека. Неслучайно ученики называют ее «классной во всех смыслах слова» (предложение35).
Б) В чем заключается настоящий подвиг? Как отличить истинный героизм от лжегероизма? Именно эти вопросы привлекли внимание автора.
В поисках ответов Д. Волкогонов обращается к прошлому. Он анализирует представления людей различных эпох о героизме, начиная с древних греков и заканчивая немецким философом Фридрихом Ницше. Греки воспевали воинов, считая их подлинными героями; феодалы – рыцарей; Ницше – будущего «сверхчеловека»… Однако действительно ли достаточно только недюжинной физической силы, чтобы совершить подлинно героический поступок?
Отвечая на этот вопрос, автор рассказывает историю о двух парашютистах, которые выполнили головокружительный трюк с передачей парашюта в воздухе. Можно ли назвать этот рискованный номер подвигом? Разумеется, нет, потому что кроме силы и ловкости подвиг предполагает высокую цель, ради которой человек идет на риск.
Таким образом, по мнению Д.А. Волкогонова, героическим поступок делает не бесстрашие человека или его незаурядные таланты, а способность человека жертвовать собой и идти на риск ради блага общества.
В) Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений своих героев – Константина Николаевича и Анастасии Петровны, проживших вместе более тридцати лет. Можно заметить, что еще в юности Константин Николаевич не понимал свою жену и старался её переделать. Автор пишет: «Ему не нравилось, как она громко хохочет… и осаживал её. И она перестала смеяться. Не только громко, но вообще перестала». Таким образом, мы видим, что трещина в их отношениях появилась уже давно.
Развитие сюжета показывает, что с годами проблема не исчезла, а, наоборот, стала еще острее. Эгоизм Константина Николаевича не даёт ему понять, что у его жены ухудшается зрение. Он видит лишь пыль, плохо вымытую посуду и «мерзкий прищур», который принимает за проявление высокомерия. Потрясающие равнодушие и невнимательность! В каждой фразе героя мы слышим пренебрежение. Если себя он внутренне нахваливает, например, за помощь детям, то жену лишь ругает. Невольно возникает вопрос: любит ли он её и любил ли вообще когда-нибудь?.. И даже запоздалое извинение («ты права, там действительно нет паутины… прости…») заставляет задуматься о том, как мало было нужно для того, чтобы понять истинное положение вещей и не обижать близкого человека.
Оба приведённых примера позволяют писателю показать изображаемую ситуацию с разных сторон, а читателю помогают глубже проникнуть в с ложный мир семейных отношений героев.
Г) Осознал ли Шаталов, что совершил безответственный поступок?
Если сопоставить информацию из текста, то легко понять, что герой так до конца ничего не понял. В предложениях 3, 4 автор передает размышления горе-штурмана: случай, едва не стоивший жизни матросам, – «маленький, рядовой», словно чуть не случившаяся трагедия – пустяк. Для героя это лишь «неприятности». Эти мысли разоблачают Шаталова, помогают понять, что он не считает себя виновным в драматической ситуации из прошлого. А упрека в этой истории, по мнению героя, заслуживает лишь «треклятый ревмокардит».
А ведь молодой штурман рискнул жизнями товарищей («удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра»), не подумал о них, и только «чудом никто не погиб». Однако можно предположить, что и у «израненных, простывших» матросов, пробывших на ледяном ветру более суток из-за безответственности их командира, тоже впоследствии возникли проблемы со здоровьем. Для каждого из них, очевидно, это история также могла стать «водоразделом целой судьбы».
Задание №2.
Ознакомьтесь со смысловым анализом текста М.М. Пришвина.
А) Выберите из таблицы основу для написания комментария (пример-иллюстрация №1, пояснение к примеру-иллюстрации №1, пример-иллюстрация №2, пояснение к примеру-иллюстрации №2, смысловая связь между примерами).
Б) Напишите комментарий, используя материалы таблицы «Речевые конструкции для введения в текст сочинения элементов комментария».
Смысловые группы | Исходный текст | Смысловые вехи |
Видение зимнего пейзажа глазами влюбленного и разлюбившего человека | (1)Белая изгородь, красные и золотые кусты – всё было в иголках мороза. (2)Тишина такая, что ни один листик не тронется с дерева. (3)Но птичка пролетела, и довольно взмаха крыла, чтобы листик сорвался и, кружась, полетел вниз. (4)Какое счастье было ощущать золотой лист орешника, опушенный белым кружевом мороза! (5)И вот эта холодная бегущая вода в реке, и этот огонь, и тишина эта, и буря, и все, что есть в природе и чего мы даже не знаем, - все входило и соединялось в мою любовь, обнимающую собой весь мир. (6)Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. (7)И однажды утром, открыв глаза, я понял такую радость от белого снега и утренней звезды, какую не всегда узнаешь. (8)И такое же в этот утренний час было прикосновение понимания моей любви как источника всякого света, всего живого на земле. (9)И вот ночью представилось мне, что очарование мое кончилось, я больше не люблю. (10)Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля: скот угнали, поля пустые, где черно, где снежок, и по снежку - следы кошек. | Любовь, которая живёт в сердце человека, позволяет обострённо воспринимать красоту природы, видеть гармонию окружающего мира. Без любви мир гол и сер. |
Размышление автора о созидательных свойствах любви | ...(11)Что есть любовь? (12)Об этом верно никто не сказал. (13)Но верно можно сказать о любви только одно: в ней содержится стремление к бессмертию и вечности, а вместе с тем, конечно, как нечто маленькое и само собою непонятное и необходимое, способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками. | Любовь созидательна. В этом её сущность. Именно поэтому любовь связана с вечностью. |
Размышления автора о роли любви во взаимоотношениях мужчины и женщины | (14) Мы часто видим, что мужчина кое-какой, а женщина превосходная. (15)Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной: эта избирательная любовь и есть, вероятно, настоящая любовь. (16) Если женщина помогает создавать жизнь, хранит дом, рожает детей или участвует в творчестве с мужем, то ее надо почитать как царицу. (17)Она поднимает нас над самими собой. (18)Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. (19) Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. | Любовь позволяет увидеть в любимом его скрытые достоинства, его потенциал. Любовь поднимает человека над самим собой. |
Описание душевного состояния влюблённого человека | (20) Знаешь ли ты ту любовь, когда тебе самому от нее ничего нет, ничего и не будет, а ты все-таки любишь через это все вокруг себя, и ходишь по полю и лугу, и подбираешь красочно, один к одному синие васильки, пахнущие медом, и голубые незабудки? | Любовь бескорыстна. |
Размышления автора о творческом потенциале влюблённого человека (о взаимосвязи любви и творчества) | (21) Если думать о ней, глядя ей прямо в лицо, а не как-нибудь со стороны, то поэзия во мне прямо ручьем бежит. (22)Тогда кажется, будто любовь и поэзия - два названия одного и того же источника. (23)Но это не совсем верно: поэзия не может заменить всю любовь и только вытекает из нее, как из озера ручей. | Любовь – источник творчества. |
Размышления автора о причинах редкости настоящей любви в жизни человека | (24)Любовь как большая вода: приходит к ней жаждущий, напьется ею или ведром зачерпнет и унесет в свою меру. (25)А вода бежит дальше. (26)Мы думаем, что жизнь людей наполняется любовью, а когда спросим себя и других, кто сколько любил, то оказывается: вот как мало! (27)Вот как мы тоже ленивы! - (28)Все что-то делают… - (29)А разве это не дело – складывать две жизни в одну? (30)Начало любви – во внимании, потом в избрании, потом в достижении, потому что любовь без дела мертва… Михаил Михайлович Пришвин | Любить дано не каждому. Любовь – это труд души. |
Задание №3.