Специфика форсайт-проектов

Форсайт (англ. foresight — видение будущего) — метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества на основе масштабного опроса экспертов с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды; комплексный механизм, достигающий результатов за счет сочетания системы методов; чаще всего используются метод Дельфи, SWOT анализ и/или анализ информационных потоков, методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное планирование; неотъемлемая основа форсайта — масштабный опрос экспертов: японский национальный форсайт вовлекает в себя тысячи квалифицированных экспертов, в европейских странах нижней границей считается сотня участников, в Китае — несколько тысяч.

Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование:

– прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями, малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идёт речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.

– форсайт всегда подразумевает участие (часто путём проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определённых групп населения (жителей региона, молодёжи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.

– третье отличие Форсайта от традиционных прогнозов — нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.

Облачные технологии (облачные вычисления Cloud Computing) – это новый сервис, который подразумевает удаленное использование средств обработки и хранения данных. С помощью «облачных» сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, используя только подключение к Интернету и веб-браузер.

Схема деятельности с использованием Google такова:

1. Учащиеся получают темы проектов и делятся на группы. В группе распределяются обязанности. Затем руководитель группы создает документ и предоставляет доступ к нему остальным участникам (с помощью ссылки или по адресам электронной почты). Учащиеся работают над проектом дома или в школе, наполняя документы содержанием. Когда работа закончена, предоставляется доступ учителю.

Учитель может прокомментировать какие-либо части документа, чтобы учащиеся могли скорректировать его содержание до защиты проекта. При оценивании участия в создании проекта важно то, что учитель может отследить хронологию изменений. По этой хронологии можно в какой-то степени определить, какой вклад внес каждый участник группы.

2. Для работы над проектом учитель создает шаблон и предоставляет доступ к нему определенной группе учащихся, которые продолжают работу над проектом.

После чего проводится оценивание, в котором могут принять участие даже родители. Учитель как координатор проекта создает в помощь учащимся памятки, критерии оценивания и др.

3. Вариант проектной работы – это когда учитель принимает участие в создании проекта как равноправный член группы. Причем идея и тема проекта может исходить как от учителя так и от любого ученика.

4. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ


ГЛАВНОЕ: 1. Виды, функции и типы кейсов 2. Требования к хорошему кейсу 3. Технологическая схема создания кейса 4. Возможности кейс-технологии в образовательном процессе: 5. Условия эффективного применения технологии кейс-стадии 6. Этапы организации занятия с использованием кейс-технологии

Плохой учитель преподносит истину,  хороший учит ее находить. А. Дистервег
Задачи, которые призвана решать школа в современных условиях, характеризуются тем, что уже в средней школе вводятся технологии, используемые в высшей школе, обеспечивая подготовку выпускников к следующей ступени образования. Однако актуальность технологии анализа конк­ретной ситуации определяется еще и тем, что данная технология предполагает решение конкрет­ных профессиональных проблем, что дает возможность осу­ществить так называемые профессиональные пробы, позволяя обучающемуся «примерить на себя» ту или иную профессию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение в процессе обучении кейс-технологии позволит сфор­мировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей про­фессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому не­редко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах биз­неса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь послед­ние 3-4 года.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного при­мера или использование готовых материалов с описанием ситуа­ции реальной профессиональной деятельности.

Кейс — это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.

Цель кейс-технологии:

- развитие аналитического, творческого, критического мышления студентов, умения применять полученные знания в практических ситуациях.

CASE STUDY развивает следующие навыки:

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: