Элементы диалоговой технологии:
– постановка целей и их максимальное уточнение;
– строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;
– ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;
– оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
– заключительная оценка результатов.
Педагогическая диалоговая технология вформировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции:
– когнитивную,
– креативную,
– рефлексивную.
Принципы педагогической диалоговой технологии
– проблемности и оптимальности,
– поэтапного циркулирования информации,
– разомкнутости и незавершенности диалога,
– параллельного взаимодействия.
Компоненты педагогической диалоговой технологии:
– коммуникатор-учитель (тот, кто задает смысловую направленность диалога, ставит перед обучаемым «задачу на смысл», создает соответствующую смысловую установку или является транслятором определенного смысла),
|
|
– мотив и цель смыслообразования (то, что должно в диалоге порождать желание обучаемого вербализовать личностный смысл),
– содержание (потенциальное поле «кристаллизации» смыслов),
– код коммуникации (устный или письменный диалог),
– рецепиент-ученик (его мотивационно-смысловые особенности),
– результат (обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата
Формы диалоговой технологии.
Среди диалоговых технологий выделяют:
–семинар -дискуссии
–учебные дискуссии,
–эвристические беседы,
–анализ конкретных ситуаций.
–проблемно-поисковые диалоги.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
– Ведущий
– Оппонент или рецензент
– Логик
– Психолог
– Эксперт
Учебная дискуссия
от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.
Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными:
-обучение,
-тренинг,
- диагностика,
--изменение установок,
-стимулирование творчества и др.
Эвристические беседы
метод эвристического диалога - это метод учения самого ученика, метод развития его умений самостоятельно добывать знания.
|
|
Необходимо, чтобы обучаемый сам задавал вопросы своему педагогу, и таким образом, учебный диалог осуществлялся бы в обратном направлении, не переставая быть, естественно, самим диалогом. Вопрос ученика при применении метода эвристического диалога рассматривается нами в качестве продукта образовательной деятельности учащегося.
Проецируя объекты научного открытия (явления, свойства, законы) на объекты учебного познания выделим универсальную последовательность исследования каждого из этих объектов, которую представим в базисной триаде вопросов.
Базисная триада эвристических вопросов задает стратегию творческого поиска учащихся при изучении темы, стимулирует эвристические функции мышления. Использование триады в диалогическом взаимодействии позволяет соединить в единое целое две составляющие мышления: мышление логическое (вопросы первого и второго уровней) и мышление образное (третья группа вопросов триады