Диалоговая технология, её функции, элементы, принципы

 

Элементы диалоговой технологии:

– постановка целей и их максимальное уточнение;

– строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;

– ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;

– оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

– заключительная оценка результатов.

Педагогическая диалоговая технология вформировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции:

– когнитивную,

– креативную,

– рефлексивную.

Принципы педагогической диалоговой технологии

– проблемности и оптимальности,

– поэтапного циркулирования информации,

– разомкнутости и незавершенности диалога,

– параллельного взаимодействия.

Компоненты педагогической диалоговой технологии:

– коммуникатор-учитель (тот, кто задает смысловую направленность диалога, ставит перед обучаемым «задачу на смысл», создает соответствующую смысловую установку или является транслятором определенного смысла),

– мотив и цель смыслообразования (то, что должно в диалоге порождать желание обучаемого вербализовать личностный смысл),

– содержание (потенциальное поле «кристаллизации» смыслов),

–  код коммуникации (устный или письменный диалог),

– рецепиент-ученик (его мотивационно-смысловые особенности),

– результат (обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяют:

–семинар -дискуссии

–учебные дискуссии,

–эвристические беседы,

–анализ конкретных ситуаций.

–проблемно-поисковые диалоги.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

– Ведущий

– Оппонент или рецензент

– Логик

– Психолог

– Эксперт

Учебная дискуссия

от лат. discussio — исследование, рассмот­рение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в пуб­личном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мне­ний, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными:

-обучение,

-тренинг,

- диагностика,

--изменение установок,

-стимулирование творчества и др.

 

Эвристические беседы

метод эвристического диалога - это метод учения самого ученика, метод развития его умений самостоятельно добывать знания.

Необходимо, чтобы обучаемый сам задавал вопросы своему педагогу, и таким образом, учебный диалог осуществлялся бы в обратном направлении, не переставая быть, естественно, самим диалогом. Вопрос ученика при применении метода эвристического диалога рассматривается нами в качестве продукта образовательной деятельности учащегося.

Проецируя объекты научного открытия (явления, свойства, законы) на объекты учебного познания выделим универсальную последовательность исследования каждого из этих объектов, которую представим в базисной триаде вопросов.

Базисная триада эвристических вопросов задает стратегию творческого поиска учащихся при изучении темы, стимулирует эвристические функции мышления. Использование триады в диалогическом взаимодействии позволяет соединить в единое целое две составляющие мышления: мышление логическое (вопросы первого и второго уровней) и мышление образное (третья группа вопросов триады


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: