Организация процесса обучения в интернете

В технологии обучения через интернет могут использоваться различные формы - лекции, консультации, семинары, индивидуальные работы, тестирования и т.д. Самостоятельная работа увеличивается, т.к. она так или иначе преобладает в дистанционной форме обучения, но она гармонично сочетается с парными, групповыми видами деятельности.

Лекция. В зависимости от использования различных вариантов модели использования Интернет в обучении на профильном уровне лекции могут проводиться в реальном и отсроченном времени. Телелекция, аудиолекция, лекция через Видеоконференцию, лекция на компакт-диске.

Телелекция имеет возможность записи на видеокассету, возможность повторной трансляции.

Аудиолекция – это аудиозаписи реальных лекций ведущих специалистов. Они могут храниться в виде аудиофайлов в медиатеке на сайте ресурсного центра. Студенты могут скачивать их для прослушивания.

Лекция через видеоконференцию – это живое общение студентов и преподавателя. Трансляция в Интернете позволяет «присутствовать» на данной лекции неограниченному количеству студентов.

Лекция, записанная на компакт-диск, с возможностью видеоизображения и звука. На компакт-диске изложены основные тезисы лекции, имеется иллюстрированный материал (схемы, рисунки, таблицы,

Образовательные Интернет-ресурсы http://univertv.ru/ http://www.chemistry.ssu.samara.ru/album.htm http://www.virtulab.net/ http://window.edu.ru/ http://www.wiki-wiki.ru/ https://www.blogger.com/home
графики и др.).

Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. В дистанционной форме обучения для проведения консультаций используются такие технологии, как чат, телефон, ICQ, IRS, система Skype, электронная почта, форум, а также во время проведения видеоконференции.

Семинары. Семинар - один из видов практического занятия, представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Семинар, как и лекция, является основной формой организации учебного процесса. Содержательный информационный объем, характерный электронному семинару, примерно равен аналогичному объему содержания традиционного семинара.

Семинар-видеоконференция похож на традиционный семинар: участники процесса видят друг друга на экранах мониторов. Необходимо учитывать некоторую необычность, так как возможна небольшая задержка изображения на экране при движении участников.

Семинар-чат имеет свои особенности: продолжительность – не более одного часа, количество участников – не более пяти человек.

Лабораторно-практические занятия. Различают два вида работ в лабораторном практикуме: фронтальная (выполнение общего задания всеми студентами группы) и индивидуальная (по заданиям разного содержания и сложности).

Для организации учебного процесса в дистанционном обучении необходимо обеспечить курс учебно-методическими материалами: базовой лекцией, материалом для ознакомления и заданиями, направленными на осмысление, понимание нового материала, закрепления и контроля. Особое внимание уделяется использованию дополнительного материала из образовательных Интернет-ресурсов.

В рамках технологии существует 6 этапов формирования коммуникативной компетентности школьника:

Новая информация, новый материал предлагается ученикам в общих чертах, системно, как целостная концепция, теория, без детализации, без «разжевывания». Учащиеся в процессе активногодиалога, стимулируемого учителем, пытаются уяснить некоторые положения (сократовские беседы), детали, неясности. Диалог строится на проблемной основе, связанной с ре­альными жизненными ситуациями, знакомыми учени­кам. На основании анализа этих ситуаций, собственного опыта и знаний ученики пытаются строить свои раз­мышления, находя новую информацию, новые факты, открывая для себя новое знание. Активная познаватель­ная деятельность каждого отдельного ученика и всех вместе лежит в основе такого подхода. Каждый ученик имеет воз­можность высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением других участников полилога, с мнением учителя или автором концепции. Он должен сформулировать свои аргумен­ты.
Этап 1. Предполагает устную коммуникацию или выступление на форуме. Учащийся представляет свою точку зрения в виде голосовой записи или видео или презентации, самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания.

Этап 2. После выступления учащийся начинает и заканчивает диалог на форуме в соответствии с нормами сетевого этикета, отвечает на вопросы и задает вопросы в рамках темы, высказывает мнение и запрашивает мнение участников.

Этап 3. Учащийся воспринимает основное содержание информации в диалоге, организуемой на форуме или в телеконференции, определяет основные факты, события, последовательность, затем воспринимает содержание оценочной информации, определяя аргументы, предположения, доказательства и выводы.

Этап 4. Учащийся оформляет свою мысль в виде реферата, эссе, резюме, заметки, критической статьи, оформляет собранную информацию в сложной структуре письменной коммуникации (анализ, отзыв, портфолио достижений, рефлексия) и предоставляет работы обработки информации в виде гипертекста со ссылками на другие ресурсы (блоги, веб страницы, вики продукты).

Этап 5. Учащиеся участвуют в групповом обсуждении, высказываясь по заданной теме, договариваются о процедуре и вопросах для обсуждения, подводит итоги по всем вопросам, фиксируют особые мысли.

Этап 6. Сетевой учитель при групповом обсуждении задает вопросы, проверяет адекватность понимания идей других, аргументированно отвергает идеи, убеждается, что коллеги по группе поняли предложенную идею.

Говоря конкретно об уроке, можно представить следующий концепт:

Первое, с чего должен начать урок сетевой учитель, это привлечь внима­ние учащихся, заинтересовать их темой, сформулировать тему изучения как проблему. Урок в Интернет-обучении означает педагогический этап, необходимый для решения одной задачи (или небольшого числа взаимосвязанных задач), а не фиксированный период времени в учебном расписании.

Сетевой учитель может активно использовать возможности цифровых образовательных ресурсов, а также видео­клипы, слайды и пр. Вопросы и задания, ссылки на предыдущие материалы курса помогают понять, что им известно из предлагаемой темы и как они это понимают.

После этого сетевой учитель предлагает информацию или какие-то конкретные данные, которые не соответствуют высказан­ным ими идеям. Учащиеся могут начинать поиск необходимой для разрешения информации в группах сотрудничества, для того чтобы на следующем этапе сформулировать свои гипотезы и доказательства.

Роль сетевого учителя во время работы групп — помогать отдельным учащимся наводящими вопросами.

По окончании обсуждения в группах учащиеся делятся своими выводами и приходят, наконец, к консенсусу. Каждая группа может оформить свою точку зрения письменно.

Технология обучения через Интернет включает рекомендации по организации процесса для сетевого учителя.

Методические рекомендации проведения учебных занятий предусматривают:

-работу с цифровым учебным материалом, контрольными заданиями, тестами;

-выполнение учащимися практических занятий с моделями или реальными объектами;

-использование форм совместной (коллективной, групповой) учебной работы учащихся;

-использование современных педагогических технологий в процессе обучения;

-формирование у школьников способности применять приобретаемые знания на практике;

В учебном процессе любой системы обучения используются определенные педагогические методы. Согласно гуманистической педагогике современными методами считают:

Обучение в сотрудничестве – сетевой преподаватель формирует малые группы по 3-4 человека с учетом способностей, их пожеланий и психологической совместимости. Желательно, чтобы способности были разные. Учащиеся несут ответственность за работу каждого, успех каждого – успех группы.

Дискуссии – проблемная направленность, которая требует решения. Дискуссия учит аргументированно высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Роль сетевого учителя в участии и направлении хода дискуссии.

Ситуационный анализ – проблемная ситуация представляется в виде текста, действующие лица взяты из реальных жизненных ситуаций с именами и конкретными судьбами. Цель метода научиться применять теоретические знания в практике.

Ролевые игры и деловые игры – помогают проигрывать возможные способы решения проблем. Деловая игра формирует профессиональные качества, ролевая – построена на ролях и не связана с профессией, а моделирует реальные и вымышленные ситуации.

Метод проектов – предполагает детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным в виде продукта деятельности.

Портфель ученика – формирует способность к самооценке, оценке действий других, к рефлексии.

SMART-ТЕХНОЛОГИИ

Smart-образование – учебный процесс с использованием технологических инноваций и Интернета, который предоставляет студентам возможность приобретения профессиональных компетенций на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления содержания. Smart-образование ставит новые задачи перед преподавателями. Они должны быть не только хорошо осведомлены в своей профессиональной области, но и знать большое количество информации, знаний, ресурсов, использовать различные технологии для работы со студентами. Цель SMART-обучения - сделать процесс обучения наиболее эффективным за счет переноса образовательного процесса в электронную образовательную среду.

Концепция Smart-образования:

-наличие большого количества источников

-разнообразие мультимедиа (аудио, видео, графика)

-наличие способности быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателя.

Принципы SMART-обучения: принцип гибкости учебного процесса, принцип управляемости образованием, принцип интеграции учебного процесса (постоянно питаться внешними источниками).

Эффективность SMART-обучения раскрывается через новые возможности для педагогов:

-делиться опытом и идеями,

-больше заниматься наукой,

-персонифицировать курс в зависимости от его задач и компетенций слушателя,

-экономить время, дорабатывая уже имеющийся контент, а не создавать его с нуля.

Согласно концепции Smart-образования, новые характеристики приобретает современный учебный курс. Он должен обеспечить одновременно и качество образования, и мотивировать студента к изучению. Заинтересовать современного студента, имеющего доступ к многочисленным электронным материалам, простым текстовым пособиям практически невозможно. Необходимо создание сценария всех учебных мероприятий курса, которые будут увлекать студента, побуждать его к творческой и научной деятельности. Учебные курсы должны быть интегрированными, то есть включать в себя и мультимедийные фрагменты и внешние электронные ресурсы. Smart-курс должен на 80% состоять из внешних источников, развиваться самостоятельно за счет подключений к различным каналам, позволять студенту создавать контент. Современный курс – это траектория действий, среди которых чтение учебника занимает не более 20-30% времени,

Этим же требованиям (гибкость, интеграция, индивидуальная траектория и др.) должен отвечать и Smart-учебник. Это комплексный учебный материал, создаваемый и обновляемый на основе использования технологических инноваций и Интернет-ресурсов, и содержащий систематическое изложение знаний в предметной области. Среди требований к технологиям создания smart-учебника - использование облачных технологий в процессе создания и использования smart-учебника, расширенные возможности использования мультимедийных средств, интерактивность образовательных инструментов, автоматическая фильтрация по уровню освоения материала (рейтинг знаний), подписка на доступ и использование, групповая работа соавторов и читателей в интернет-пространстве, создание контента через личный кабинет студента.

Smart Education - новейшая образовательная среда; объединение усилий преподавателей, специалистов и студентов для использования всемирных знаний и перехода к активному контенту. В учебном процессе используются различные медиа компоненты: электронные учебники, презентации лекций, компьютерный практикум и тестирование, различные веб-сервисы. Последнее дает возможность активнее использовать информационные ресурсы и телекоммуникации, создавать новые методы и методики в образовании.

Для успешного осуществления процесса Интернет-обучения сетевой учитель должен владеть технологическими аспектами организации работы, которые включают в себя платформы, ресурсы и технологии.

1. Всем известная электронная почта. Стандартный сервис интернета, обеспечивающий передачу сообщений в форме текстов, так и в других формах (звука, видео, программ, графики). Существует разнообразие платформ регистрации почты, наиболее популярные изображены на слайде – это yandex, mail, rambler и google.

2. Форум – самая распространенная форма общения учителя и ученика. Каждый форум посвещен какой-либо проблеме. Отличной платформой для форума может стать всем известный сайт вконтакте. Вы можете увидеть на слайде группу 51 школы, в которой можно создать обсуждение по определенной теме. Также вы можете просто создать свою группу по предмету или проблеме и вести переписку там.

3. Чат. Общение в режиме реального времени. Существует голосовой, текстовый и видеочат. Программы осуществления чатов представлены на слайде – это система Skype, которая используется во многих компаниях и программа ISQ – более простая в использовании.

4. Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Функции блога в образовательном процессе: коммуникативная, функция самопрезентации, саморазвития (рефлексии). Можно представить в виде личной страницы, дневника, личного сайта. Блог может быть результатом проекта, в котором будут видны все этапы его выполнения и результат. Блог связан с сайтами и почтой. Не предполагает живого общения.

5. Вебинар (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar») - онлайн-семинар, который предоставляет возможности преподавателю (тьютору) передавать информацию, задания, а участникам с помощью виртуального класса, в котором есть возможность слышать и видеть друг друга в любой точке мира, получать информацию и обучаться.

Особенно важны возможности: показывать участникам презентации, рисовать на виртуальной доске, делать активными опросы и для большей интерактивности участники, могут задавать вопросы в окошке онлайн-чата. Запускается вебинар с помощью web-приложения.

6. Технологии Wiki-Wiki. Обеспечивают возможность коллективной работы с документами, это энциклопедии коллективного авторства. В результате могут быть созданы летописи, рассказы, сочинения.

7. Пример одного из интернет ресурсов – сайт интернетурок.ру. Сайт содержит все необходимое для проведение интернет урока. На слайде представлен один из разделов и содержание его. Каждый учебный материал сопровождается видео уроком, тренажером, тестами и конспектом урока.

8. Еще один ресурс – универтв.ру. Данный сайд содержит огромное количество видео материала в помощь учителю – это видео лекции педагогов страны и мира. Если присмотреться на слайде видно, что на этом сайте могут регистрироваться учреждения и каждое из них имеет свою страничку. Любой из нас может выложить свой материал на этот сайт, чтобы взаимодействовать со школами страны и мира. Ну и самое главное на этом сайте представлен список полезных ресурсов для учителей по всем предметам.

9. Мультимедиа учебник. В него входят игры, видео, тесты, кроссворды, активные иллюстрации или 3д модели.

10. Виртуальная лаборатория. Принимая участие в лабораторной работе в интернете ученик может получить безвредный опыт.

11. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Новости про организацию ЕГЭ, различные методические разработки известных ученых России.

Внедрение инновационных технологий в процесс обучения привело к появлению такой формы работы преподавателей и студентов, как смешанное обучение. Понятие смешанного обучения (blended learning) появилось не так давно, и определения носят достаточно описательный характер.

Дарлин Пейнтер (Darling Painter) в статье «Missed Steps» предлагает под смешанным обучением понимать объединение строгих формальных средств обучения-работы в аудиториях, изучении теоретического материала – с неформальными, например, с обсуждением посредством электронной почты и Интернет-конференций.

Пурнима Валиатан (Purnima Valiathan) использует термин «смешанное обучение» для описания решений, в которых комбинируют- ся различные способы доставки учебного со- держания, такие как курсы, построенные на Веб-технологиях, EPSS и методики управления знаниями. Он также использует его для описа- ния обучения, сочетающего различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение (face-to-face), онлайн электронное обучение (live elearning) и самообучение на рабочем месте (selfpaced learning).

Роджер Шанк (Roger Schank), на которого ссылается Дональд Кларк (Donald Clark) в своей статье «Смешанное обучение» («Blended learning»), определяет смешанное обучение, как использование, в той или иной мере, электронного и аудиторного обучения.

Таким образом, можно выделить три основных компонента модели смешанного обучения, которые используются в современной образовательной среде: очное обучение (face-to-face) – представляет собой традиционный формат аудиторных занятий преподаватель-студент; самостоятельное обучение (self-study learning) – предполагает самостоятельную работу обучающихся: поиск материалов с помощью ресурсной карты, поиск в сети и т.д .; онлайн обучение (online collaborative learning) – работа студентов и преподавателей в режиме онлайн, например, с помощью Интернет-конференций, скайп или вики и др.

В чем заключаются задачи преподавателя, использующего модель смешанного обучения в группе? Во-первых, необходимо правильно организовать учебный материал при создании курса. Это значит, что преподаватель должен четко знать, какой материал будет изучаться ау- диторно, а какой можно вынести на изучение в дистанционной форме. Нужно учитывать, какой материал преподавателю необходимо объяснить и проработать на занятии в аудитории, какой материал и выполнение каких заданий требует у разных студентов разного времени для формирования навыка и, соответственно, может быть перенесен на дистанционное обучение, и какой материал будет целесообразно вынести на самостоятельную работу. Во-вторых, требуется четкая организация учебного процесса. Сюда можно включить такие моменты, как распределение видов деятельности на занятии в аудитории и дистанционно, решение дидактических задач с учетом индивидуальных особенностей студентов, выбор методов обучения на очных и дистанционных занятиях, а также осуществление контроля и самоконтроля обучающихся. Немаловажным фактором является формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности, которая должна поддерживаться на всем протяжении процесса обучения. Преподаватель должен стимулировать самоконтроль и поощрять и развивать раз- личные способы продуктивного сотрудничества с обучающимися.

Тьюториал - это групповое практическое занятие, дополняющее самостоятельные занятия при обучении по дистанционной технологии или технологии комбинированного обучения (blended learning). Может продолжаться от 3 до 6 часов. Тьютор выясняет возникшие при самостоятельных занятиях проблемы и даёт задания, позволяющие попрактиковаться и освоить новые знания, обменяться опытом с коллегами. На тьюториалах применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм. По сути - это лёгкая форма тренинга, в которой под руководством тьютора другие участники помогают освоить полученные знания.

В системе дистанционного образования тьюториалом называются очные учебные занятия со студентами, проводимые с помощью интерактивных технологий.

Проводят такие учебные занятия особые специалисты – тьюторы (групповые наставники).

Виды тьюториалов:

· установочный тьюториал

· тьюториал перед сессией

· тьюториал-тренинг перед итоговой государственной аттестацией

 

9. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»)


ГЛАВНОЕ: 1. Особенности организации обучения при помощи Интернет-технологий. 2. принципы Интернет-обучения 3. Организация процесса обучения в интернете 4. этапов формирования коммуникативной компетентности школьника: 5. Концепция Smart-образования 6. осуществления процесса Интернет-обучения сетевой учитель должен владеть технологическими аспектами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: