Этап 2. Описание этапов экспериментальной работы

Констатирующий эксперимент – на нем производится фиксация исходного состояния предмета исследования, описания фактического положения дел по данной проблеме.

Поисковый эксперимент – в ходе него применяются заявленные в теоретической части способы решения проблемы (конкретные педагогические действия, направленные на изменение состояния предмета исследования).

Формирующий эксперимент – изучение динамики развития явления или процесса.

Контрольный эксперимент – в ходе него производятся изменения в состоянии предмета исследования как результат действий, предпринятых в ходе формирующего эксперимента.

Процесс обучения всегда реализуется в рамках некоторой дидактической системы. Система в целом и отдельные ее составляющие – учащиеся и педагоги – могут быть охарактеризованы показателями (качествами, параметрами, признаками). Неоднократно говорилось о том, что любой педагогический результат затрагивает много аспектов, связанных с обучением, и по этой причине не может быть описан единственным показателем (например, успеваемостью или результатом сдачи итогового теста или ЕГЭ). Характеризовать педагогический эффект необходимо с различных позиций; из этого следует, что должен быть обоснованно выделен комплекс показателей, причем, желательно, чтобы среди них были количественные.

Показатель (параметр) – однозначно измеряемая величина (качественная или количественная), характеризующая педагогическую систему или процесс. Выбор показателя определяется той задачей, которую ставит перед собой исследователь; показатели могут быть разнообразными, однако, ко всем им предъявляется общее требование – они должны быть измеряемыми.

Во-первых, показатель должен обладать мерой, т.е. характеризоваться некоторой количественной или качественной величиной, позволяющей сопоставлять данный показатель с аналогичными по смыслу;

во-вторых, должна быть установлена шкала измерений, указывающая набор возможных значений показателя;

в-третьих, должна быть обоснованно установлена процедура измерения, т.е. порядок соотнесения показателя со шкалой.

Общие рекомендации:

выбор показателя связан с выбором процедуры измерения; процедура должна обеспечивать объективность и адекватность измерения;

следует использовать несколько взаимодополняющих параметров;

предпочтение должно отдаваться количественным (числовым) показателям;

нежелательно использование комплексных (составных) показателей, которые, как правило, строятся как линейная комбинация нескольких первичных.

Критерий результативности – условие отнесения испытуемых к той или иной категории успешности на основании измеренного показателя.

Важным представляется момент, который, как правило, опускают исследователи – обоснование критериев результативности.

Ясно, что выбор измеряемых показателей, выделений уровней и критериев отнесения к ним также должен быть осуществлен на этапе планирования исследования.

Последовательное прохождение всех технологических этапов позволяет исследователю весьма четко и исчерпывающе произвести проектирование своего диссертационного исследования. Они создают «скелет» (основу) всех аспектов работы, устанавливают логические связи между разделами, позволяют изначально видеть предполагаемый (и желаемый) результат.

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

 



ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

Компетентностно-ориентированное задание: «Включение обучающихся в научно-исследовательскую работу»

Заполните таблицу поэтапного включения обучающихся в научно-исследовательскую работу

Название Задачи этапа Формы работы
Первый этап.Ознакомление студентов с образцами действий, общим подходом к организации научно-исследовательской деятельности   составление структурно-логического (схематичного) конспекта научной публикации с выделением исходных идей, принципов, законов; написание резюме, составление плана, выписок, тезисов, аннотаций, библиографического списка использованных источников, систематизированной картотеки прочитанных книг.
Второй этап.Формирование умений научно-исследовательской деятельности.   подготовить сообщение, доклад, реферат и выступление с ним на семинаре, научно-практической конференции; провести исследование (наблюдение, эксперимент); разработать проект, выступить в роли консультанта или помощника преподавателя при плановом обсуждении локального вопроса, написать рецензию на работу обучающихся.
Третий этап.Совершенствование умений научно-исследовательской деятельности   написать эссе, аналитический доклад или аннотацию – метод контент-анализа по результатам своей научной работы, составить портфоло.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: