Констатирующий эксперимент – на нем производится фиксация исходного состояния предмета исследования, описания фактического положения дел по данной проблеме.
Поисковый эксперимент – в ходе него применяются заявленные в теоретической части способы решения проблемы (конкретные педагогические действия, направленные на изменение состояния предмета исследования).
Формирующий эксперимент – изучение динамики развития явления или процесса.
Контрольный эксперимент – в ходе него производятся изменения в состоянии предмета исследования как результат действий, предпринятых в ходе формирующего эксперимента.
Процесс обучения всегда реализуется в рамках некоторой дидактической системы. Система в целом и отдельные ее составляющие – учащиеся и педагоги – могут быть охарактеризованы показателями (качествами, параметрами, признаками). Неоднократно говорилось о том, что любой педагогический результат затрагивает много аспектов, связанных с обучением, и по этой причине не может быть описан единственным показателем (например, успеваемостью или результатом сдачи итогового теста или ЕГЭ). Характеризовать педагогический эффект необходимо с различных позиций; из этого следует, что должен быть обоснованно выделен комплекс показателей, причем, желательно, чтобы среди них были количественные.
|
|
Показатель (параметр) – однозначно измеряемая величина (качественная или количественная), характеризующая педагогическую систему или процесс. Выбор показателя определяется той задачей, которую ставит перед собой исследователь; показатели могут быть разнообразными, однако, ко всем им предъявляется общее требование – они должны быть измеряемыми.
Во-первых, показатель должен обладать мерой, т.е. характеризоваться некоторой количественной или качественной величиной, позволяющей сопоставлять данный показатель с аналогичными по смыслу;
во-вторых, должна быть установлена шкала измерений, указывающая набор возможных значений показателя;
в-третьих, должна быть обоснованно установлена процедура измерения, т.е. порядок соотнесения показателя со шкалой.
Общие рекомендации:
выбор показателя связан с выбором процедуры измерения; процедура должна обеспечивать объективность и адекватность измерения;
следует использовать несколько взаимодополняющих параметров;
предпочтение должно отдаваться количественным (числовым) показателям;
нежелательно использование комплексных (составных) показателей, которые, как правило, строятся как линейная комбинация нескольких первичных.
Критерий результативности – условие отнесения испытуемых к той или иной категории успешности на основании измеренного показателя.
|
|
Важным представляется момент, который, как правило, опускают исследователи – обоснование критериев результативности.
Ясно, что выбор измеряемых показателей, выделений уровней и критериев отнесения к ним также должен быть осуществлен на этапе планирования исследования.
Последовательное прохождение всех технологических этапов позволяет исследователю весьма четко и исчерпывающе произвести проектирование своего диссертационного исследования. Они создают «скелет» (основу) всех аспектов работы, устанавливают логические связи между разделами, позволяют изначально видеть предполагаемый (и желаемый) результат.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ |
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Компетентностно-ориентированное задание: «Включение обучающихся в научно-исследовательскую работу»
Заполните таблицу поэтапного включения обучающихся в научно-исследовательскую работу
Название | Задачи этапа | Формы работы |
Первый этап.Ознакомление студентов с образцами действий, общим подходом к организации научно-исследовательской деятельности | составление структурно-логического (схематичного) конспекта научной публикации с выделением исходных идей, принципов, законов; написание резюме, составление плана, выписок, тезисов, аннотаций, библиографического списка использованных источников, систематизированной картотеки прочитанных книг. | |
Второй этап.Формирование умений научно-исследовательской деятельности. | подготовить сообщение, доклад, реферат и выступление с ним на семинаре, научно-практической конференции; провести исследование (наблюдение, эксперимент); разработать проект, выступить в роли консультанта или помощника преподавателя при плановом обсуждении локального вопроса, написать рецензию на работу обучающихся. | |
Третий этап.Совершенствование умений научно-исследовательской деятельности | написать эссе, аналитический доклад или аннотацию – метод контент-анализа по результатам своей научной работы, составить портфоло. |