СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ.
Контрольная работа студента I курса
ФТИ
(группа Б-ИСиТ-12)
Шаронова Егора Игоревича
Калуга, 2020
Содержание
Оглавление
Содержание. 2
Введение. 3
Историографический обзор. 4
Василий Осипович Ключевский. 4
Андрей Львович Юрганов. 5
Леонид Васильевич Милов. 6
Андрей Николаевич Сахаров. 6
Главная часть. 7
Предыстория. 7
Образование в первой половине XVIII века. 7
При правлении Петра Великого. 7
После Петра. 13
Образование во второй половине XVIII века. 15
При правлении Екатериной Великой. 16
Заключение. 20
Литература. 21
Введение
Смотря на многовековую историю российского государства, мыслящий человек приходит к выводу, что, хотя имперский период и был сложным, но он был весьма результативным по своим последствиям. С начала XVIII до начала XX вв. Россия превратилась из некоего малоразвитого государственного образования с нищим и почти неграмотным населением, в могучую империю Запада и Востока, где бурно развивалась экономика, наука и культура. Именно с XVIII века разработаны основы светского обучения и воспитания, создается светская школа, также предпринята попытка создать государственную систему образования. Реформы времени Петра I в котором была необходимость практического осуществления культурных, экономических, политических и военных преобразований еще сильнее обострили потребность в образованных людях. Приглашение зарубежных специалистов и отправка российской молодежи за границу для их обучения там не могли решить данную проблему. Поэтому развитие просвещения и образования в России становится важнейшей государственной задачей. В начале XVIII века в России начинают появляться государственные школы различных направлений. Данные школы отличались практической направленностью, но в тоже время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили специалистов различных профессий, но и давали общее образование. При многих школах существовало подготовительное отделение, где обучались чтению, письму, и простой арифметике.
|
|
Российская образовательная система, впитала как губка лучший мировой опыт, и в тоже время развивалась с учетом своих особенностей. Для системы образования России был характерен многонациональный характер, направление на решение практических задач общества, и, тесная связь с наукой. Тем, кто «толкал» российскую систему образования с начала 18 века, стала светская высшая школа, которая вместе с другими учебными заведениями тянула Россию на путь прогресса.
В начале XX века Российская империя по основным показателям быстро нагоняла наиболее развитые государства мира, и у нее были огромные потенциальные возможности.
|
|
Историографический обзор.
В этом абзаце мы остановимся на анализ нескольких работ. Дать им краткие характеристики с точки зрения особенностей, доступности, широты изложенного материала.
Василий Осипович Ключевский
Василий Осипович Ключевский (16 [28] января 1841, Воскресеновка, Пензенская губерния — 12 [25] мая 1911, Москва) — российский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник. В его знаменитейшей работе «Курс русской истории. Собрание сочинений в девяти томах. Василий Осипович подробно рассказывает о заграничном обучении дворян и их впечатлениях, о нехватке школ в России и о новых построенных училищ в начале XVIII века.
«Одним из самых сильных впечатлений, вынесенных Петром из первой заграничной поездки, если не сильнейшим, кажется, было чувство удивления: как там много учатся и как споро работают, и работают споро именно потому, что много учатся! Под этим впечатлением у него, по-видимому, складывался план завести в России нечто похожее на университет или политехникум. Вскоре по возвращении в беседе с патриархом он выразил недовольство Московской академией, где мало кто учится и нет надлежащего надзора. Он хотел иметь школу, из которой бы «во всякие потребы люди происходили, в церковную службу и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство» и которая избавила бы отцов, желающих обучить своих детей «свободным наукам», от необходимости обращаться для этого к иноземцам.[i]».
Далее Василий Осипович описывает последствия нововведений, о их проблемах и о много другом.
«В научных исследованиях своих академики занимались высшей математикой, изучением «строения тела человеческого и скотского», по выражению Манштейна, и разысканиями о языке и жилищах «древних незапамятных народов». Не в лучшем положении был и Московский университет, учрежденный в 1755 г. При открытии университета в нем числилось 100 студентов; 30 лет спустя в нем числилось лишь 82 студента.[ii]»
А также он рассматривает явления «домашнего обучения» дворян.
«Высшее дворянство воспитывало своих детей дома; воспитателями сначала были немцы, потом с царствования Елизаветы - французы. Эти французы были столь известные в истории нашего просвещения гувернеры. При Елизавете случился их первый привоз в Россию. Эти гувернеры первого привоза были очень немудреные педагоги; на них горько жалуется указ 12 января 1755 г. об учреждении Московского университета.[iii]»
Андрей Львович Юрганов
Андрей Львович Юрганов (род. 4 апреля 1959) — российский историк, доктор исторических наук (1999), профессор, заведующий кафедрой истории России средневековья и нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. В его работе «История России XVI—XVIII вв.» он вводит проблематику обучения из жизни юного дворянина, в частности из некомпетентных преподавателей:
«Вот типичная биография одного из таких недорослей — Михаила Васильевича Данилова. Будучи уже майором в отставке,
автором сочинений по фортификации и артиллерии, он вспоминал себя подростком и описывал нравы общества, с которыми ему пришлось в детстве столкнуться: «Я родился в 1722 г.... был я любимый сын у моего отца. От роду моего лет семи, или более, отдали меня в том же селе Харине, где отец мой жил, пономарю Филиппу, прозванием Брудастому, учиться... Приходил я учиться к Брудастому очень рано, в начале дня... Памятно мне мое учение у Брудастого и поднесь, по той может быть причине, что часто меня секли лозою. Я не могу признаться по справедливости, чтоб во мне была тогда леность или упрямство, а учился я по моим летам прилежно, и учитель мой задавал мне урок учить весьма умеренный... но как нам, кроме обеда, никуда от Брудастого отпуска ни на малейшее время не было, а сидели на скамейках безсходно и в большие летние дни великое мучение претерпевали, то я от такового всегдашнего сидения так ослабевал, что голова моя делалась безпамятна... Вот какой плод происходит от таковых безпутных и ни к чему не годных учителей, каков был мой Брудастый...
|
|
Выучил я у Брудастого азбуку. Отец мой отвез меня близ города Тулы к живущей вдове, Матрене Петровне, которая в замужестве прежде была за нашим свойственником...[iv]».