При правлении Петра Великого

В начале петровской эпохи стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадетов. Начались планомерные занятия по математике, артиллерии. Теория подкреплялась практической службой кадетов и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности.

 

Царь Петр I являлся командиром Преображенского полка и принимал непосредственное участие в создании и развитии учебного подразделения. Он сам следил за ходом преподавания наук в роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Непосредственное руководство школой было поручено капитану Г.Г.Скорнякову-Писареву. Согласно именному приказу Петра I от 31 октября 1701 г. в эту роту Преображенского полка могли добровольно поступать в солдаты люди всех чинов.

Самой же первой школой была школа математических и навигационных наук. Открыта она была в 1701 году в Сухаревой башне в Москве. Указ Петра I «Об основании школы математических и навигацких наук» (1701 г.):

 

«Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и белыя России самодержец... указал именным своим, великого государя, повелением... на славу всеславного имени всемудрейшего бога и своего богосодержимого храбро-премудрейшего царствования, во избаву же и пользу православного христианства быть математических и навигацких, т. е. мореходных хитростных наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урожденным: математической — Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм... ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день, а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения. А для тех наук определить двор в Кадашеве... и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Г. И. Головину свой, великого государя, указ; и взяв тот двор и усмотрев всякие нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты».

 

До 1706 г. эта школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали детей дьяков, бояр в возрасте от 12 до 20 лет. Численность школы доходила до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”.

Директором назначили Г. Фарварсона, которого пригласили из Англии Абердинского университета, где он был профессором. В этой школе преподавали значимые деятели науки того времени, как, например, Л. Ф. Магницкий — крупный российский просветитель и автор учебного пособия по математике. В учебную программу школы входили такие предметы как: математическая география, тригонометрия, геометрия, навигация, астрономия. Все эти науки изучались последовательно и по мере их изучения ученики переходили из класса в класс. Готовили в этой школе артиллеристов, моряков, инженеров.

Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генералу -квартирмейстеру. Петр I внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.

В 1715 году старшие классы этой школы были переведены в Петербург, где на их базе создали Морскую Академию.

Руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А.А.Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую утвердил Петр I.

В Морской академии была установлена жесткая воинская дисциплина, которая насаждалась строгими мерами воздействия, вплоть до телесных наказаний нарушителей. За неявку в академию после отпуска предусматривались каторжные работы, а за побег смертная казнь (приговоры практически не исполнялись). В Морской академии преподавали математику, навигацию, географию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.

 

В столичных городах также открыли артиллерийскую, инженерную и медицинскую школы. По инициативе В. Н. Татищева при олонецких и уральских заводах создали горнозаводные училища. Центром профессионального образования продолжала оставаться Славяно-греко-латинская академия в Москве. В ней в 1716 году обучались до 400 студентов. Во время правления Петра I в профессиональные школы принимали дворян и разночинцев. По указам 1714 года, которые были вскоре отменены, ввели обязательную учебную повинность для дворянских детей, подьячих и дьяков. Также ученикам запрещали жениться до тех пор, пока они не окончат цифирную школу.

Цифирные школы создали по инициативе Петра I, и они были типом начальной общеобразовательной школы с математическим уклоном. На должность учителей назначили по два выпускника из навигацкой школы.

К 1725 году в стране было открыто 42 цифирные школы. Помимо этого, создавались для солдатских детей гарнизонные школы. А также епархиальные начальные школы. Изредка в столицах появлялись частные школы. В период с 1703 по 1715 г. Работала гимназия, которую учредил пастор Эрнст Глюк в Москве, ее закончили 300 человек. В этой гимназии велась подготовка кадров для государственных учреждений, где также давали широкое светское образование, которое включало в себя несколько языков.

В Петербурге, за счет известного публициста и церковного деятеля Феофана Прокоповича, при его доме 15 лет была школа для сирот и детей бедных родителей. Окончили школу 160 человек, которые получили широкое и разностороннее образование, среди выпускников этой школы были академики А. П. Протасов и С. К. Котельников. С именем Феофана Прокоповича также связно начало становления в России профессионального духовного образования. В «Духовном регламенте» составленном им было предусмотрено создание академий с семинариумами — восьмилетними средними духовными учреждениями, дававшими богословское и светское образование.

По предложению Петра I в лейб-медик Л.Л. Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. В состав Академии наук входили гимназия и университет. В архиве Российской Академии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке основополагающего документа. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов.

28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.


Но к сожалению, количество студентов и учащихся было очень небольшим, поэтому на протяжении XVIII века в связи с этим и по другим причинам неоднократно прекращались занятия. Дворянские дети отдавали предпочтение иным формам образования. Также мешали работе университета и бюрократические порядки, правившие в Академии наук. Но как бы тяжело не было состояние университета и гимназии при Академии наук, все же из них вышли такие ученые как С. Я. Румовский и

 

другие.

 

Нужно отметить, что, несмотря на открытие большого количества учебных заведений во время Петра I, к сожалению, единой системы образования не получилось, но именно он заложил основы профессионального и начального светского и духовного образования. Вопреки всем трудностям и неустройствам, первые светские школы дали немалое количество образованных людей, благодаря которым были обеспечены проведения реформ, и которые способствовали общему подъему русской культуры. Благоприятные условия для развития образования также создавало развитие издательского дела, реформа шрифта, появление первой печатной газеты, возникновение новых библиотек. После кончины Петра I в России был заметен упадок развития образования. Последователи Петра I уделяли мало внимания просвещению, из-за чего уменьшилось количество образовательных и профессиональных школ, а также количество учащихся. В 1737 году издали закон, который освобождал детей дворян от обязательного обучения в регулярных учебных заведениях и предоставлял им право на домашнее образование. В период с 1730 по 1750 год сложилась система дворянского сословного образования.



После Петра


В 1731 году в Петербурге открыли Сухопутный шляхетский корпус, это было закрытое учебное заведение для дворян, в котором основная цель была в подготовке их как к военной, так и гражданской службе, а также давать светское воспитание. Там изучались новые языки такие как: немецкий, итальянский, польский, французский и они же получают преимущество перед ученой латынью. В этом учебном заведении изучали точные науки: математика, физика, введение в военные и инженерные науки, и сами эти науки — артиллерия, архитектура, стратегия и другие науки полезные дворянину для его будущей службы. Не было забыто и про искусства, которое делало молодого человека приятным в обществе — пение, танцы, поэзия, умение ездить верхом и владение шпагой.

 

В семилетнем возрасте дворянские дети являлись на смотр. В Петербурге их записывали для учета у герольдмейстера, а в губернских городах — у губернатора. Следующий смотр — через пять лет. Недоросль обязан был «действительно и совершенно грамоте читать и чисто писать». В 12 лет перед подростком открывались два пути: либо учиться дома, либо — в школах. Во всяком случае еще через четыре года положено было вновь проверять знания недорослей. Но и потом дворянские дети могли выбирать, где им обучаться географии, истории, фортификации — дома или в специальных училищах. Вся эта система, однако, выглядела стройной лишь на бумаге.

В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, которое имело важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи.

 

Глубокие разносторонние знания и свободное владение латинским языком выделяли Ломоносова среди других академических студентов. Не случайно осенью 1736 г. М.В. Ломоносов и его товарищ Д.И. Виноградов были направлены для продолжения образования в Германию.

 

В январе 1742 г. Михаил Васильевич Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического класса Петербургской Академии наук. В 1745 г. М.В. Ломоносов стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.

 

В 1758 г. М.В. Ломоносов вступил в должность ректора академического университета и нашел его в упадке. Он добился увеличения финансирования университета в 1,5 раза. М.В. Ломоносов получил чин статского советника, что упрощало обращения в любые инстанции.

 

В последствии 4 апреля 1765 г. великий ученый и педагог М.В. Ломоносов скончался. Его смерть стала невосполнимой утратой для российской науки и высшей школы. Достойного преемника на посту ректора не нашлось, и академический университет стал быстро угасать. Попытки нового директора Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела.

 

А к концу XVIII века академический университет был закрыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: