При правлении Екатериной Великой

В период с 1760 по 1770 год была сделана попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений, благодаря которым бы происходило воспитание «новой породы людей» — образованных и добродетельных. В 1764 году Екатериной II было утверждено «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Автором данного документа был И. И. Бецкой, который был сторонником многих идей просветителей, знавший Руссо, Дидро и др. Он писал: «Корень всему злу и добру — Воспитание». В первую очередь нужно позаботиться о воспитании «новых отцов и матерей», которые исходя из «тех же правил» воспитают своих детей, а для этого необходимо изолировать детей от негативного влияния общества в закрытых учебно-воспитательных учреждениях. В соответствии с проектом Бецкого были открыты: училище при Академии художеств, воспитательные дома — в Москве и Петербурге, Общество благородных девиц в Петербурге с отделением для мещанских девиц, коммерческое учреждение, а также преобразованы кадетские корпуса. Для каждого сословия предназначались особые образовательные учреждения. Нужно отметить, что все-таки идеи И. И. Бецкого были утопией и идея создания «новой породы людей» не увенчалась успехом. Но, тем не менее, закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории образования и культуры России. Среди них особое место занимает Смольный институт, который был основан в 1764 году при Смольном монастыре. Он положил начало женскому среднему образованию в России. В нем обучались 200 дворянок и 200 мещанок. В учебную программу входили такие предметы как: иностранные языки и русский, история, география, арифметика, геральдика, архитектура, стихотворство, музыка, рисование, танцы и др. В уставе общества формулировались добродетели, которые стремились воспитать в девицах: христианское благочестие, повиновение начальствующим, учтивость, кротость, доброта, скромность и великодушие.

 

Все перечисленные учебные заведения, созданные на протяжении XVIII века, охватывали небольшое количество людей. А жизнь требовала более широкой системы народного образования. В связи с этим в 1782 году была создана комиссия во главе с сенатором П. В. Завадским, которой поручалось продумать и оформить основные документы школьного образования. Согласно принятому Уставу народных училищ в 1786 году, в каждом губернском городе началось создание главные четырехклассных училищ, приближавшихся по типу к средней школе, а в уездных городах — малые двухклассные. В малых училищах преподавались такие дисциплины как: чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. В главных — история, география, геометрия, механика, физика, естественная история, русский язык и другие предметы. Впервые в школах вводились учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Успех реформы был превосходный. В 1782 году в России было только 8 народных школ, тогда как в конце XVIII века школ было уже 288!

Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища, сословные школы, университеты и гимназии составляли систему образования в России XVIII века. Единственной проблемой, которой была ознаменована проводимая школьная реформа, — это нехватка учителей в создаваемых учреждениях. Вскоре, основываясь на этом, в стране открывается Учительская семинария и Главное народное училище, которые были призваны для подготовки новых кадров. Именно в это время российское образование приобретает определенную структуру, что сказалось на его дальнейшем качестве. Русское правительство начинает уделять огромное количество времени образованию, понимая, как оно значимо для страны в целом, с этого времени образование в России в XVIII веке ставится под жесткий контроль.


 


История военно-подготовительных учебных заведений начинается с момента создания Петром I специализированных военных дворянских школ, и в первую очередь навигационных, артиллерийских и инженерных. Они имели огромное значение в подготовке военных кадров. Они были положены в основу военного образования русских моряков, артиллеристов инженеров. Но из-за небольшого срока обучения, от двух до четырех лет, они не могли дать полного и разностороннего общего образования молодым дворянам. Выпускники имели слабую физическую подготовку и низкий уровень знаний в области гуманитарных дисциплин. Многие из них затем испытывали трудности с прохождением воинской службы в офицерских должностях. Да и петровские школы не пользовались большой популярностью среди дворян из-за царивших в них суровых порядков. В связи с этим в России возникла необходимость создания военно-учебных заведений закрытого типа, с более длительным сроком обучения. Первыми такими военно-учебными заведениями стали кадетские корпуса.


Заключение

Этап зарождения отечественной высшей школы был самым трудным и продолжительным; он охватывал время правления нескольких императоров – от Петра I до Павла I. В нем можно выделить следующие периоды и знаменательные события: предыстория высшей школы России (император Петр I), открытие Петербургского академического университета (императрица Елизавета Петровна), создание Горного училища (императрица Екатерина II), образование Медико-хирургической академии (император Павел I).

 

Первый этап занял почти сто лет, его роль трудно переоценить в экономическом, военно-политическом и социально-культурном становлении Российской империи. Благодаря созданию основ образовательной системы, особенно высшей силы, Россия получила интеллектуальную независимость от мировых держав. В XVIII веке отечественные светские высшие учебные заведения подготовили несколько сотен высокообразованных людей, которые составили ядро новой социальной группы – интеллигенции (этот термин в России стал употребляться позже).

 

Вместе с тем, надо заметить, главным предназначением первых высших учебных заведений являлась подготовка квалифицированных чиновников для государственной службы. В конце XVIII века Московский университет и Горное училище составляли серьезную конкуренцию специальным военно-учебным заведениям, которые считались ранее наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность разночинной молодежи изменить свой социальный статус через получение классных чинов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что закрепило их роль учебно-научных центров Российской империи.



Литература

1) Вазлеев В. А. Российское образование в XVIII веке // Молодой ученый. — 2018г. — №3. — С. 172-175. — URL (https://moluch.ru/archive/189/47827).

2) Ключевский В.О. – «Курс русской истории» - Лекция №69 и 81 – 1987-1990 гг. - Издатель: «Мысль» - 386 с, 461-462с. - URL: (https://www.litmir.me/bd/?b=48306)

3) Юрганов А. Л – «История России XVI—XVIII вв.» - 1996 г. (2-е изд. 1998; в соавт. с Л. А. Кацвой). – 365 с. - URL: (http://history.1543.ru/16-18.pdf)

4) Сахаров А.Н. - «История России с древнейших времён до наших дней» – 2017 г. – 587 с. - URL: (https://e-libra.su/read/525140-istoriya-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-nashih-dney.html)

5) Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века – Москва - Изд-во: Моск. ун-та – 1960-1963 гг. - URL: (https://search.rsl.ru/ru/record/01005605940)

6) Милов Л.В. и Цимбаев Н.И. – «История России XVIII-XIX веков» - 2009 г. – Москва – Издатель: «Эксмо» - URL: (https://avidreaders.ru/book/istoriya-rossii-xviii-xix-vekov.html)

7) Змеев В.А. – «Эволюция высшей школы Российской империи» - 1998 г. – Издатель: «Эксмо»

8) Джуринский А. Н.– «История педагогики» - 2013г. – Москва - Издатель: «Юрайт» - URL: (https://urss.ru/PDF/add_ru/159473-1.pdf)

9) Указ Петра I об обучении и училищах. - URL: (http://www.ruscadet.ru/history/doc/p_1.htm)

10) Латышина Д. И. – «История педагогики» - 2005 г. - URL: (https://obuchalka.org/2012091266935/istoriya-pedagogiki-latishina-d-i-2005.html)

11) Образование в России в XVIII веке. - URL: (https://videouroki.net/video/32-obrazovanie-v-rossii-v-xviii-veke.html)


[i] Ключевский В.О. – «Курс русской истории» - Лекция №69 – 1987-1990 гг. - Издатель: «Мысль» - 386 с. - URL: (https://www.litmir.me/br/?b=48306&p=386)

[ii] Ключевский В.О. – «Курс русской истории» - Лекция №81 – 1987-1990 гг. - Издатель: «Мысль» - 461 с. - URL: (https://www.litmir.me/br/?b=48306&p=461)

[iii] Ключевский В.О. – «Курс русской истории» - Лекция №81 – 1987-1990 гг. - Издатель: «Мысль» - 462 с. - URL: (https://www.litmir.me/br/?b=48306&p=462)

[iv] Юрганов А. Л – «История России XVI—XVIII вв.» - 1996 г. (2-е изд. 1998; в соавт. с Л. А. Кацвой). – 365 с. - URL: (http://history.1543.ru/16-18.pdf)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: