Морфемика - этосостав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Как выделить окончание в слове
1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания нет. 2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы. 3. Изменяющаяся часть слова – окончание.

Надо запомнить: деепричастия, наречия, предлоги окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь
и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)

Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зим ой, о зим е.

Много птиц (0) – птиц а, о птиц е.

Слышал (0) – слышал а, слышал и.

Одевал (0) ся – одевал а сь, одевал и сь.

Прибежал (0) – прибежал а, прибежал и.

2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными.

Как выделить корень в слове
1. Найти основу: для этого выделить окончание. 2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова. 3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.
Пример: 1) вода; 2) вод яной, вод ный, вод янистый; 3) вод а

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

 

Как выделить приставку в слове
1. Найти в слове корень. 2. Определить часть слова, стоящую перед корнем. 3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки.
Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый

4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс в слове
1. Найти основу (часть слова без окончания) 2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей). 3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.
Пример: 1) руководитель(0)2) руководи ть 3) руководи тель - руководи ть

Надо запомнить: в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыг ну л, прочит а л.

2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторг а ет ся, улыб а ю сь;

3. В деепричастиях. Например: запек а я, вычист и в, сказ а в, возвращ а я сь.

4. В причастиях. Например: прочит а нн ый, разыгр а вш ий, избег а ющ ий.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы Формы слов
-е-(выш-е); -ее/-ей (быстр-ее) -ше (рань-ше), -же (глуб-же) простая сравнительная степень прилагательных и наречий
- ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий) простая превосходная степень сравнения прилагательных
-л(чита-л) прошедшее время глагола
-и(пиш-и) повелительное наклонение глагола
-ть/-ти(писа-ть, пас-ти) (часто этот суффикс рассматривается как окончание.) неопределенная форма глаголов (инфинитив)
-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий) -ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий) -вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий) -ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый) -енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый) -т- (разби-т-ый) действительные причастия страдательные причастия
-а/-я (держ-а, нес-я) -в/-вши/-ши(удержа-в, удержа-вши, принес-ши) деепричастие

 

Задания для практического занятия

Задание 1.

В конце задания из слов-ответов составить нумерованный список.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) Зачеркнув    б)возвращение в)полосатый   г)отрезанный

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А)безопасный, безотрывный    б)безоглядный, безотказный

В) безоружный, безобидный    г) безоблачный, безотрадный

В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

А) сапожок, зубной, землянка     б)вбежать, красавец, глупыш

В) дипломник, циркач, предыстория  г)вредитель, баловень, прародина

В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

А) разбить, нерадостный, предгрозовой в)перепрыгнуть, внеклассный, чернослив

В) навсегда, подземный, пылесос    г)побольше, хлебозавод, внучок

В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

А) разрыдаться, привокзальный, наибольший б)по-зимнему, сослуживец, наручник

В)наконечник, досрочный, премилый  г)закавказский, нахлебник, просмотреть

Задание 2.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание Корень+суффикс+окончание Корень+суффикс
     

Задание 3.

Внимательно прочитайте текст, разбейте слова на две колонки:

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

Осень – пора грибов. Идут и едут грибники в лес, ищут грибные места. Под берёзами, осинами и елями – всюду прячутся грибочки. Вон их сколько!

А ты хочешь, чтобы и в будущем году здесь было много грибов? Тогда срезай гриб осторожно, чтобы не повредить грибницу. Ведь из неё, из тоненьких белых нитей, спрятанных в земле, каждый год вырастают боровики и маслята, сыроежки и лисички, грузди и рыжики.

Задание 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: