Укажите предложения, в которых выделенные курсивом слова являются историзмами

а) По прошествии немногих лет он был избран губернатором…(Ю. Нагибин.)

б) В тот же час Петр отдал приказ воеводам. (А. Платонов.)

в) Всем до казначейства есть дело, а он — душа казначейства. (М. Салтыков-Щедрин.)

г) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов.)

д) Барин с гувернанткой рыбу ловят-с. (А. Чехов.)

14. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) фломастер;

2) компьютер;                а) устаревшее слово;

3) свингер;                     б) общеупотребительное слово;

4) нарком;                      в) неологизм.

5) маркетинг;

6) видеомагнитофон.

15. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются.

а) Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький. (И. Тургенев.)

б) Там ведь есть бучило, знаешь, оно еще все камышом заросло. (И. Тургенев.)

в) За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани. (В. Распутин.)

г) Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства. (И. Ильф и Е.Петров.)

16. Укажите, как называются выделенные курсивом слова в предложениях:

Ну, ты даешь, в натуре! Я в полном отпаде!

а) архаизмы;б) диалектизмы;в) жаргонизмы;г) профессионализмы.

Задание 3

Лексические нормы. Как правильно сказать?

Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов

1. Я ложу книгу на место. Он ложит папку на стол. «Положь трубку»… Покладу на место.

2. Слаживаю числа.

3. Подняться на экскаваторе в метро.

4. Кенгеру – австрийское животное.

5. Верней ложи ступень ноги.

6. Он щелкнул щиколоткой калитки.

7.  Дочь за три года возрастом догнала мать.

8.  Прежде разработает туристский маршрут.

9.  Мне некогда заниматься с младшим братом, я сегодня занятый.

Задание 4

Найдите и исправьте языковую неточность.

1. Она страшно красивая.

2. Он ужасно хорошо выступил.

3. Миша не пойдет в школу, у него температура.

4. Спортсмен сегодня в форме.

5. Танцуют в темпе.

6. У нее две пары часов, и обе не ходят.

7. Я сменил пять пар Чулков и носков.

8. Мы купили пару сапогов и две пары ботинков, пару пиджаков и брюк.

9. Машины понавезли сюда кирпичей и пески.

10.  В магазине есть разные маслы.

11.  Сорок семь орешки есть к меня.

12.  Ядро одно – много ядров.

 

 

Форма контроля выполнения практического занятия:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

                                      

 

 

Практическая работа № 8

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.

Учебная цель: совершенствовать умениевладеть нормами словоупотребления,; раскрывать значение фразеологизмов и правильно использовать их в речи

Учебные задачи:

1. Научиться владеть нормами словоупотребления,; раскрывать значение фразеологизмов и правильно использовать их в речи

2. пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарём устаревших слов русского языка.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

- владеть нормами словоупотребления;

- определять лексическое значение слова;

- уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарём устаревших слов русского языка.

знать:

- нормы словоупотребления.

-изобразительные и выразительные особенности русской лексики.

Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что такое лексические нормы?

2. Какие требования предъявляются к речи с точки зрения соблюдения лексических норм?

3. Что такое предметная и понятийная точность речи?

4. Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

Задания для практической работы

Задание 1

Составление антонимических пар.

Продолжите высказывания. На чем основана игра слов?

Мир – хижинам, … – дворцам;           Живое слово дороже … буквы;

Труд человека кормит, а лень …;            Добрая слава лежит – худая …;

Любишь кататься – люби и саночки …;           

Мужественный пеняет на себя, … – на товарища;

Трус умирает сто раз, … живет вечно;                 Язык длинный, мысли …;

Доброму и сухарь на здоровьё; а … и мясное не впрок;

Чего не сделаешь утром, … не нагонишь;      Рано оседлали, да … поскакали;

Меньше говори, да … делай;          На черной земле … хлеб родится;

Недруг поддакивает, а … спорит;               Друг до поры – тот же …;

Трусливый друг опаснее …;             Лучше горькая правда, чем красивая …;

Правда со дна моря выпаривает, … потонет.

Задание 2

Составьте словосочетания, соединив синонимы со словами, данными справа. Укажите возможные варианты и определите их семантико-стилистические различия.

1.Аморфный, бесформенный,            масса, вещество, требование,            

расплывчатый                                   определение, формулировка;   

 

2. Иностранный, заграничный,            музыка, командировка, паспорт,

зарубежный                                       оборудование, корабль, валюта,

                                                            делегация, пресса;

3.Тихий, безмолвный, бесшумный,   шорох, звук, смех, шаги, весна,

беззвучный                                        всплеск, разговор, ночь, ученик,

                                                            движение, мотор;

4.Быстрый, стремительный, скорый  развитие, рост, темпы, течение,

                               танец, шаг, марш, движение,

                                                                 бег, поезд;ж

5..Название, имя, кличка, прозвище   человек, ученик, кошка, собака, 

                                                                 кинофильм, ателье.

Задание 3

 Что делает речь яркой и выразительной?

Соедините стрелками по смыслу фразеологизм и его толкование.

Брать голыми руками                          не клеится, не работается

Дать по рукам                                       легко одолеть

Валится из рук                                      показать, проучить

Из рук в руки                                        беспомощно

Как без рук                                            непосредственно

Не покладая рук                                   умелец

Мастер на все руки                              без устали

Подать руку                                          поручиться

Дать руку на отсечение                       помочь

Задание 4

Допишите фразеологизмы

Зарубить …                                          – твердо запомнить

Прикусить…                                        – замолчать

Как снег…                                            – неожиданно

В час по …                                           – очень медленно

Ни к селу …                                         – неуместно

Ни в зуб…                                            – ничего не понимать

Без сучка и …                                       – без помех, без затруднений

Молоть…                                              – говорить глупости

Ни кола ни …                                       – совершенно ничего нет

Для справок: ногой, на носу, язык, на голову, задоринки, по чайной ложке, чепуху, ни двора, ни к городу.

Задание 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: