Краткое изложение теоретических вопросов

Морфологический способы словообразования (образование новых слов путем присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову):

1. Аффиксация – образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе (город- при -город)

А) Префиксальный (новое слово образуется путем присоединения приставки (спокойно-не-спокойно)

Б) Суффиксальный (новое слово образуется путем присоединения суффикса

(черный –черн-от-а)

В) Суффиксально-преффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса (окно-под-окон-ник -)

2. Сложение (овощехранилище, сбербанк, ВВЦ-аббревиатура)

3. Усечение основы – усечение производящей основы (заместитель-зам.)

4. Обратное словообразование – более сложной структуры к более простой (доярка – дояр)

Неморфологические способы 

1. Лексико-семантический - появление новых слов на основе уже имеющихся (бригадир –воинское звание, - руководитель трудового коллектива)

2. Морфолого-семантический – появление новых слов путем перехода из одной части речи в другую (столовыя –ложка, - помещение)

3. Лексико-синтаксический –появление новых слов в результате сращения сочетаний (тотчас –тот, час)

Основное средство формообразования – окончание родина – родины)
Используется суффикс (стоять – стоял, стоя).

Супплетивизм (изменение основы (идти- шел).и В формообразовании возможно чередование в корне слова (собирать-собрать).


Задания для практической работы

Задание 1.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его

Учить -> учитель -> … ->учительствовать

учительский         учительница     учение       учительство

Новый -> обновить -> … -> возобновление

Обновитель     обновка  возобновить            новизна

Общий -> обобщить -> … ->обобщенно

Обобщенный   общество     приобщение      обобщение

Пар -> парить -> … ->испарение

Парной испарить         парильня    парник

Задание 2.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его

Свет -> светить -> … ->освещение

Осветитель светлый  осветить         просвет

Сказать -> предсказать -> … ->предсказательница

Сказание рассказывать  предсказывать        предсказатель

Ходить -> походить -> поход -> … ->по-походному

Походка     похождение       походный      выход

Живой -> живить -> оживить ->… -> оживленность

Оживление  оживленно     живительный        оживленный

Тьма ->темный -> темнеть -> … -> потемнение

Темнота    затемнение    потемнеть       темноватый

Задание 3.

 Определите разновидность морфологического способа образования следующих слов.

Учительствовать, разрыв, утомление, паводок, разгрузка, перенапряжение, приморье, производительность, улетать, тосковать, хвалить, задумать, переехать, посмотреть, размечтаться, недолет, перенаселение, лесотундра, пасынок, железобетон, проверка, железнодорожник, производство, товарищество, бездорожье.

Задание 4. Определите способ образования слов. Укажите образующую ос-нову в словах, образованных морфологическим способом.

Подошва, мыло, просмотр, облучение, сороконожка, подземный, сразу, зодчий, кувырком, пирожковая, облачение, рыло, происхождение, молотобоец, подземелье, наудалую, верхом, мастерская, развязка, подмастерье, ободок, рекордсмен, плодовоягодный, зачастую, учительская (комната), разом, посредине, налегке.

Задание 5. Распределите данные слова по способам словообразования.

Обложка, бескорыстный, прачечная, сбоку, избавление, развитие, незыбле-мый, пододеяльник, дуло, сногсшибательный, взрыв, предрасположение, постовой, вратарь, подземелье, боком, гончая, подорожник, машиностроение, дворник (в машине), начинка, разветвление, Подмосковье, заочница, древне-русский.

Задание 6.

1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— Какую функцию выполняет оценочная лексика?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

(М. Салтыков-Щедрин.«Господа Головлёвы»)

 

2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— С какой целью автор использует их в своём произведении?

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк.

(И. Тургенев.«Отцы и дети»)

Форма контроля выполнения практического занятия:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

                                       Практическая работа № 11

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных тек с тов.

Учебная цель: совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Учебные задачи:

1. Научитьсяпользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания

2. Пользоваться орфографическими словарями.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-пользоваться орфографическими словарями.

- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

знать:

- смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

-правила правописания.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: