Краткое изложение теоретических вопросов

Морфология – это раздел грамматики, изучающий слово, структуру слова, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, части речи. Предметом изучения морфологии является слово и его различные формы.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы слов (самостоятельные и служебные части речи, модальные слова и междометия).

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове». Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение — обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своём проявлении определёнными лексическими группами слов.

Грамматическая форма — внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют словоформой.

Грамматическая категория — это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода, одушевлённости/неодушевлённости, числа, падежа, степени сравнения; глагольные категории вида, залога, наклонения, времени и лица.

В современном русском языке категория рода представлена тремя рядами форм (м., ж., ср.), двумя рядами категории числа (ед., мн.), шестью рядами категории падежа.

Различаются категории словоизменительные, то есть такие, члены которых могут быть представлены разными формами одного и того же слова, и несловоизменительные (классифицирующие), то есть такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова. К первым относятся число, падеж, время, лицо, степень сравнения. Ко вторым — род и одушевлённость/неодушевлённость у существительных.

Задания для практического занятия

Задание 1.

Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в них использованы-.

       Образец: Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.

Имя существительное пыль, глаза, блеска, молний
Имя прилагательное ослепительных
Имя числительное оба
Местоимение эту, ничего
Глагол залеплявшую (причастие), было
Наречие видно (в роли сказуемого)
Предлог сквозь, кроме
Союз но
Частица не
Междометие увы

 

1. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним (Л.Н.. Толстой). 2. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.А. Некрасов).

Задание 2.

Прочитайте текст. Найдите в нем существительные, выпишите два и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п. ед.ч.); 2) постоянные признаки: собственное/ нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение; 3) постоянные признаки: падеж, число.

       Образец: Левинсон глубоко верил в то, что движет людьми не только чувство самосохранения, но и другой не менее важный инстинкт.

       Левинсон – нач.ф. Левинсон, собств., одуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

       л юдьми – нач.ф. человек, нариц., одуш., м.р., 2-е скл., тв.п., мн.ч.

       чувство – нач.ф. чувство, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

       самосохранения – нач.ф. самосохранение, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., род.п., ед.ч.

инстинкт – нач.ф. инстинкт, нариц., неодуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч

       В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица с деланным равнодушием, пастушонок – со страхом, сочувствием и жалостью. Потом парнишка перевел взгляд на начальника эскадрона, задержался на нем, на мгновенье точно одервенев, потом – на мужика, державшего его за руку и выжидательно наклонившегося к нему, - вздохнул глубоко и тяжко и отрицательно покачал головой… Толпа, притихшая настолько, что слышно было, как возится теленок в клети у церковного старосты, чуть колыхнулась и снова замерла.(По А.Фадееву)

Задание 3.

Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы.

       Алые паруса, ароматный запах, белорусский напев, близкий человек, вороной конь, голосистый соловей, душевный человек, зеленый луг, здоровый ребенок, лесной край, мамин платок, Наташины глаза, отцово ружье, павлиньи перья, проездной билет, сентябрьские узоры, стеклянная витрина, умный ответ, умственная работа, яркие впечатления, яровые посевы.

Задание 4.

В предложениях найдите прилагательные и разберите их по плану(по одному каждого разряда): 1) начальная форма (им.п. ед.ч., м.р.); 2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное; 3) непостоянные признаки:а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж.

       Образец: Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще.

громче – нач.ф. громкий, качеств., сравн.ст.

слышны – нач. ф., слышный, качеств., кр.ф., мн.ч.

птичьи – нач.ф. – птичий, притяж,, мн.ч., им.п.

березовой – нач.ф. березовый, относит., ж.р., ед.ч., предл.п.

       1. Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно (А.С. Пушкин). 2. Паншин был действительно очень ловок, не хуже отца (И.С. Тургенев). 3. Далек мой путь, тяжел мой путь, страшна судьба моя (Н.А. Некрасов). 4. Далеко видна желтая полоса песчаного берега (М. Горький).

Задание 5.

Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану: 1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

       Образец: двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка.

       двое – нач.ф. двое; собир., им.п.

       три – нач.ф. три; простое, колич., им.п.

       второму – нач.ф. второй; простое, порядк., собир., дат.п., ед.ч., м.р.

       пятьсот – нач.ф. пятьсот; сложное, колич., им.п.

       семьдесят – нач.ф. семьдесят; сложное, колич., им.п.

       1. В состязаниях по метанию молота спортсмен в первой же попытке послал снаряд на 81 метр80 сантиметров. 2. 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Московской Олимпиады. 3. Четверо друзей встретились после долгой разлуки. 4. 2/3 присутствующих составляли приезжие. 5. Мороз достигал 28 градусов.

Задание 6.

Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

       Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес.

я – нач.ф. я; личн., 1-е л.; им.п. ед.ч.

себе – нач.ф. себя; возвр., дат п.

всеми – нач.ф. весь; опред., тв.п., мн.ч.

моими – нач.ф. мой; притяж., тв.п., мн.ч.

       1. В некотором смысле эпопея есть только особенная форма драмы (В.Г. Белинский). 2. Собака, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названья (Л.Н. Толстой). 3. Все мы – и я, и ты, и дядя… это мы всех тревожим! (М.Горький). 4. Рано утром Буратино пересчитал деньги: золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, - пять (А.Н. Толстой).

Задание 7.

Найдите в предложениях глаголы и разберите два из них по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.

выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех.

делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучитв окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).

 

Форма контроля выполнения практического занятия:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

                                         

 

 

  Практическая работа № 13

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных тек с тов.

Учебная цель: совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Учебные задачи:

1. Научитьсяпользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания

2. Пользоваться орфографическими словарями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: