Краткое изложение теоретических вопросов

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.
Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.
В словосочетании имеются только подчинительные отношения.
Что касается соотношения между словосочетанием и словом, то они сближаются выполняемой ими функцией, причем словосочетания, подобно словам, имеют формы словоизменения, выражающие связь данного словосочетания с другими словами или словосочетаниями в предложении, например: книга брата, книги брата, книге брата и т.д. (изменяется стержневое слово); старый дом, старого дома, старому дому и т.д. (оба члена словосочетания имеют одинаковые формы словоизменения). Словосочетания могут и должны изучаться не только в составе предложения как его структурные элементы, но и вне его как лексико-семантические единства, образуемые по законам данного языка.
1.К числу словосочетаний не относятся пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо отношения, возникающие только в предложении (предикативные отношения);

2.Не образуют словосочетания также конструкции, связанные так называемыми полупредикативными отношениями, т.е. обособленный оборот и слово, к которому он относится;

3.Группа однородных членов (сочинительное сочетание) не образует словосочетания, так как не является сложным наименованием явлений объективной действительности. Правда, парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т.п., образующие так называемые замкнутые сочетания, компоненты которых связаны соединительными (реже противительными) союзами, употребляются в номинативной функции и тем самым входят в разряд словосочетаний.

Под синтаксическими синонимами подразумеваются близкие по смыслу разнооформленные синтаксические конструкции, различающиеся либо оттенками значения, либо эмоциональной окраской, либо употребительностью в разных стилях речи, либо несколькими из этих признаков одновременно.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:

• именные: яркие цветы (главное слово — существительное), очень скромный (главное слово — прилагательное), две подруги (главное слово — числительное); кто-то из ребят (главное слово — местоимение);

• глагольные: смотрит вдаль (главное слово — глагол);

• наречные: вместе с сестрой (главное слово — наречие).

Виды связи между словами в словосочетаниях:

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарёю (зарёю (какой?) — согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже.

Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).





Порядок разбора словосочетаний

1. Выделить главное и зависимое слово;

2. Указать, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;

3. Указать способ связи главного и зависимого слов

(согласование, управление, примыкание).

Задания для практической работы

Задание 1.

Часть А.

 1. Найдите словосочетание, соответствующее схеме:    ГЛАГ.+ СУЩ. в Вин. П.:

А) относиться по-товарищески;     Б) рубить топором;   В) преодолеть препятствие;

Г) бежать по дорожке;      Д) аплодировать артистам.

2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:

А) Наше завтра будет прекрасно.            Б) Мы с Аликом принялись за работу.

В) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.  Г) «Аргументы и факты» - интересная газета.                  Д) Вчера произошло нечто странное.

3. Найдите словосочетание, соответствующее схеме  «ГЛАГ.+ НАРЕЧИЕ»:

А) спрашивать совета;     Б) стучать кулаком;    В) очень темно;  Г) ехать шагом;

Д) собираться потанцевать.

Какое сочетание слов не является словосочетанием?

А) в течение дня; Б) верная мужу; В) грустный взгляд; Г) поехал отдохнуть;     

Д) женщина – врач.

Какое словосочетание связано способом управления?

А) чуть – чуть прикоснуться; Б) прикоснуться к плечу;  В) к больному плечу;

Г) очень больно;   Д) сразу обратился.

Какое словосочетание связано способом примыкания?

А) сразу обратился; Б) с радостью обратился; В) обратился к подруге;

Г) к давней подруге; Д) двое из них.

Какое словосочетание связано способом согласования?

А) приду поговорить; Б) доволен одним;   В) к моему сыну;

Г) белый от боли;     Д) мало-помалу привыкаю.

8.Укажите глагольное словосочетание:

А) чуть – чуть прикоснуться; Б) к моему сыну; В) к больному плечу; Г) очень больно;

Д) двое из них.

9.Укажите именное словосочетание:

А) приду поговорить; Б) мало-помалу привыкаю; В) прикоснуться к плечу;

Г) белый от боли; Д) с радостью обратился.

10. Укажите наречное словосочетание:

А) чересчур быстро; Б) любящая тебя;  В) вышла замуж;

Г) в чьих-то перчатках; Д) нечто странное.

Часть Б

1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

2. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

 4. Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

5. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

6. Из предложений 11,12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11. А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

7. Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

Задание 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: