Учебная цель: совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Учебные задачи:
1. Научитьсяпользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания
2. Пользоваться орфографическими словарями.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения
Студент должен:
уметь:
-пользоваться орфографическими словарями.
- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.
знать:
- смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.
-правила правописания.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить предложенные задания.
4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебник по русскому языку.
2.Тексты заданий.
3. Тетради для практических работ.
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
|
|
1. Какими членами предложения может быть осложнено простое предложение?
2. Расскажите о знаках препинания в предложениях с однородными членами.
3. Расскажите об условиях обособления второстепенных членов предложения.
Краткое изложение теоретических вопросов
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Запятая ставится:
1) между однородными членами, не соединенными союзами, например: ^ Конь мой прыгал через кусты, разрывал кусты грудью;
2) между однородными членами предложения, соединенными посредством противительных союзов а, но, да (в значении но), однако, зато, хотя и др., например: Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город;
3) между однородными членами предложения, соединенными при помощи повторяющихся союзов и..и, да..да, ни…ни, или…или, либо…либо, то..то и др., например: То ль от зноя, то ль от стона подошла усталость;
4) если число однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится перед всеми однородными членами, например: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят;
5) союз и может соединять однородные члены попарно, запятая ставится между парными группами (внутри таких пар запятые не ставятся), например: Среди рек есть большие и малые, спокойные и буйные, быстрые и медленные.
Запятая не ставится:
1) между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое, например: Я забегу возьму рукавицы;
2) в устойчивых выражениях со словами в одинаковой форме, например: ^ Поговорили о том о сем;
|
|
3) между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении и), разделительными союзами или, либо, например: Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями.
Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово или словосочетание, то после него ставится двоеточие, например: На залитых лугах островками стали обозначаться самые высокие места: холмики, бугорки, древние татарские могилы.
Если обобщающее слово или словосочетание следует за однородными членами, то перед ними ставится тире, например: ^ Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
При наличии после однородных членов перед обобщающим словом вводного слова или словосочетания (словом, одним словом, короче говоря) перед последним ставится тире, а после него – запятая, например: Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
Обособленные члены предложения | Условия обособления |
Определения | Обособляются: 1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова. 2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова. 3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение. 4) Определения, относящиеся к личному местоимению. |
Приложения | 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному. 2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово. 3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного. 4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное. 5) Приложения при личном местоимении. |
Обстоятельство | 1) Деепричастный оборот и одиночное деепричастие. 2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения. 3) Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др. |
Дополнение | Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др. |
Уточняющие члены предложения | Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов: 1) Уточняющие обстоятельства места. 2) Уточняющие обстоятельства времени. 3) Уточняющие обстоятельства образа действия, 4) Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д. |
Пояснительн. конструкции | Пояснительные члены предложения с союзом или. |
Присоединительные конструкции | Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др. |
Задания для практического занятия
Задание 1.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
1. И барский дом когда(то) выкраше(н,нн)ый серой краской а теперь побелевший и маленький п..л..садник перед домом и березовая роща отделе(н,нн)ая от усадьбы прое..жей дорогой и пруд и ржаное поле начинающ..ся сейчас за околицей все тонет в светлой мгле (С.-Щ.). 2. Только нам троим отцу мне и Евсеичу было (не) грустно и (не) скучно смотреть на серое небо (Акс.). 3. А снаружи всё и око(н,нн)ицы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревя(н,нн)ой резьбы (Полев.). 4. Владелец тщательно осведомля..тся о ценах на разные больш..е произведения как(то) муку пеньку мед и прочее но покупает только (не)большие безделушки (Г.). 5. Все это шум говор и толпа людей всё это было как(то) чудно Акакию Акакиевичу (Г.). 6. Все и товарищи и дамы стали уверять Беликова что ему нужно женит..ся (Ч.). 7. И старич..к и я мы оба веселились (Пауст.). 8. Все в ней было оч..ровательно и простая внимательная отзывчивость на чужое горе и грац..озная прелесть каприза и застенч..вость и еще что(то) что сказывалось во всем её существе не то дерзость не то какое-то жадное ко всему крайнему любопытство (Купр.).
|
|
Задание 2.
Спишите, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, объясните пунктограммы.
1. Когда он вернулся домой она уже одетая и причеса(н,нн)ая сидела у окна и с озабоче(н,нн)ым лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала (Ч.). 2. Так стояла она молодая и стройная и лицо ее было смело бирюзовые глаза зорко глядели (в)даль. 3. Бабы бегали по двору за овцами подоткнув подолы и блестя белыми босыми ногами по траве пастушонок в огромной шапке и растрепа(н,нн)ых лаптях гонялся по саду за коровой и с головой пропадал в облитых дождем лопухах когда корова с шумом кидалась в чащу(Б.). 4. В белом галстуке в щегольском пальто (на)распашку с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака генерал возвращался с обеда (Тург.).
Задание 3.
Спишите, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, объясните пунктограммы.
В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земляпокрытая пушистым мягким слоем совершенно смолкла не отдавая звуков: зато воздух стал как-то особенно чуток отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния и крик вороны и удар топора и лёгкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звук точно от стекла переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.
|
|
В усадьбе пруд тоже замёрз но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Пётр подошёл к плотине и остановился прислушиваясь. Звон воды был другой — тяжелее и без мелодии. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей...
В думе Петра тоже было холодно и сумрачно. Тёмное чувство которое ещё в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением неудовлетворенностью и вопросом теперь разрослось и заняло в душе место принадлежавшее ощущениям радости и счастья.
(В. Короленко.)
Задание 4.
Выполните тест.
1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены).
а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная.
б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней.
в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
2. Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены).
а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им.
б) Литература предполагает прежде всего массового читателя.
в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Найдите предложение, в котором неверно выделено приложение.
а) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город.
б) В народе её называют чудо-ягодой.
в) И вот сама идёт волшебница-зима.
4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.
а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
б) Вы как инициатор должны играть главную роль.
в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение.
а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.
б) Взяв её под руку, они пошли вместе.
в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.
6. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления обособленных членов.
По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным (1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.
а) 1 – (,) 2 – (–) б) 1 – (–) 2 – (,) в) 1 – (,) 2 – (:)
7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.
а) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.
Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.
а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите верный вариант ответа.
1) Дыша духами и туманами она садится у окна.
2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая…
3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)
а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3
10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?
а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)
б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов)
в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)
11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.
а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).
В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.
а) сравнительным оборотом, обособленным приложением
б) однородными определениями и вводным сочетанием
в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением