Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

                                   Практическая работа № 17

Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам..

 Учебная цель: совершенствовать умение применять знания по синтаксису в правописании и проведении морфологического анализа в предложении.

Учебные задачи:

1. Научитьсяопределять существенные признаки простого и сложного предложений.

2. Проводить анализ структуры и семантики простого и сложного предложений.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-применять знания по синтаксису в правописании и проведении морфологического анализа в предложении.

- Проводить анализ структуры и семантики простого и сложного предложений.

знать:

- существенные признаки простого и сложного предложений.

-виды сложных предложений.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1)Каковы основные характеристики двух единиц синтаксиса: словосочетания и предложения (типы, способы выражения отношений, виды связи)?

2) Какие предложения называются сложными?

 3) Какие типы сложных предложений вы знаете?

 4)Какие предложения называются сложносочиненными?

 5) Какие отношения могут быть между частями сложносочинённого предложения?

6) Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения? Назовите основные типы придаточных предложений.

7) Какие предложения называются бессоюзными сложными?Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном сложном предложении?

Краткое изложение теоретических вопросов

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.
В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д. Простое предложение, подчиняющее себе другое простое предложение, называется главным, а подчиненное, зависимое предложение — придаточным.
В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания. Например:
1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.
[ ], [ ].
2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.
[ ], и [ ].
3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.
[ ], (что...).
Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи. Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением. Схема данного предложения: [ ], (которую...), а [ ], (которую...).

Бессоюзное сложное предложение — это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средства их связи — содержание и интонация. Например, в сложном бессоюзном предложении Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (И. Тургенев.) простые предложения объединены содержанием (общая тема) и интонацией (причина).











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: