Функциональный анализ «Домостроя»

«Домострой», то есть «домашнее устроение», – литературно-публицистический памятник ХVI века. Это разбитый по главам кодекс норм религиозного и общественного поведения и воспитания человека, свод правил, которым должен был руководствоваться каждый гражданин. В «Домострое» подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным и другим обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных     можно сказать, что затрагивались и регламентировались все сферы общественной и личной жизни человека.

«Домострой» является литературный памятником, книжным изданием. Функциональный анализ данного произведения стоит начать со структурного анализа книжного публичного издания.

Композиция

Классический текст включает в себя 64 главы: 63 основные и дополнительная, 64-я — послание автора к своему сыну. В ней священник пытается не только сделать своеобразное «резюме» содержания книги, предложить собственные краткие выводы, но и сквозь призму своей собственной жизни рассмотреть житейские и бытовые правила. Написана эта глава в форме обращения.

Литературный памятник состоит из трех основных частей:

       

    Первая часть посвящена рассмотрению отношения к церкви и ее догматам.

Раскрывается значимость и уровень влияния духовной сферы на общество, напоминается о необходимости ее почитать.

Вторая часть рассказывает о правильное отношение к семье и домочадцам, выполняя функцию своеобразной социализации, объясняет общие правила поведения с самыми близкими людьми в нашей жизни, что подчеркивается в первой части.

Третья часть о домоводстве. Ей присуща функция хозяйственного воспитания, направленная на контроль за ведением верного и достойного жизненного уклада.

«Домострой» имеет свои стилистические особенности, которые в той или иной степени также влияют на уровень выполнения «Домостроем» своих функций. Можно выделить следующие:

Простота сюжета и доступность изложения.

Богатство и многообразие лексики, не только узкоцерковной, но и бытовой.

Речь красочная, образная, богата пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями.

Синтаксис прост, лаконичен, без использования сложных витиеватых конструкций.

Присутствуют определения, четкие, но образные.

О того, как будет восприниматься тот или иной текст зависит сила его влияния на воспринимающего, а от силы его влияния на адресата, в свою очередь, зависит степень выполнимости его главного предназначения, его функций.

Структурированность «Домостроя» позволяет читателям воспринимать и усваивать информацию быстрее и эффективнее, раскладывая ее в голове «по полочкам», запоминая и анализируя. Простота и непринужденность изложения делает «Домострой» доступным для каждого человека. Можно сказать, что свои функции «Домострой» однозначно выполняет, потому как функции всего явления складываются из функций каждого элемента в отдельности. Таким образом, к функциям «Домостроя» как явления культуры можно отнести:

- нравственную (повествовательный элемент подчинен назидательным целям поучения)

- функцию авторитетного контроля и регулирования (каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты, главным образом - тексты Священного Писания        истинность положений доказана и не подвергается сомнению)

- социализации и реализации человека (указывает человеку истинный путь и единственно верные правила поведения)

Вывод: На данный момент «Домострой», являясь литературным памятником, имеет высокую ценность, выступая не только как историческое наследие, но и как регламент общественной жизни с истинами и положениями актуальными и в наше время. В XIX веке «Домострой» воспринимался с отрицательной реакцией, ассоциируясь с угнетением женщин в семье и порядками, основанными на использовании насилия и принуждения, однако действительной причиной негативного восприятия «Домостроя» была социально-нравственная атмосфера середины XIX века. Читатели, подготовленные изъянами социально-политической системы, приняли «Домострой» за концентрацию самодурства и зла, потому и отнеслись к нему крайне негативно.

 

 

Список источников:

 

· Домострой / Сост., вступ. ст., пер. с древнерус. и коммент. В.В. Колесова. М.: Сов.Россия, 1990.

· Колесов В.В. «Домострой» как памятник средневековой культуры // Домострой. Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000.

· В. С. Бочко ««Домострой» – экономический документ эпохи

зарождения первоначального накопления капитала в России»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: