Семиотический анализ Храма Христа Спасителя в Москве

•Диахронический и синхронический анализ

В XIX веке весь процесс храмового строительства жестко регламентировался центральными властями. Новая волна храмового строительства, связанная с возросшей ролью дворянства в истории России, началась уже в первой половине века. К этому времени как в гражданском, так и в церковном строительстве наметилось стремление к упрощению архитектурных форм. Дорогостоящее барокко уступило строгому и простому классическому стилю.

Храм Христа Спасителя был типичным храмом своего времени, отражая его основные архитектурные особенности. В наши дня храм Христа Спасителя является одним из главных архитектурных достояний столицы России. Индивидуальность строения храма заключается в том, что он состоит не из одного цельного здания, а из трех частей комплекса, которые архитектурно едины между собой – данный тип постройки появился так же во второй половине XIX века, и был связан с олицетворением святой Троицы, что является одним из первых посланий, заложенных в данном храме. В это время также появляется строгость и симметричность, присущая Храму Христа Спасителя в Москве. Появление элементов эклектики тоже находит отражение в данном храме, выражаясь через смешение классицизма с русско-византийским стилем.

Одной из главных особенностей православного храма в общем и Храма Христа Спасителя, в частности, является его купольное завершение. Следует уделить внимание символике куполов храма:

-Золотой цвет куполов олицетворяет вечность и небесную славу

-Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея

-Луковицевидная форма куполов храма является символом молитвы, стремления к небесам, считается, что она напоминает горение православной церковной свечи.

Еще одной характерной чертой храмов, присущей так же и выбранному мной для анализа храму, является: три символических ступени возвышения: паперть, алтарь и престол – они соответствуют трем ступеням духовного пути человека к Богу:

•первая – начало духовной жизни, самый вход в нее;

•вторая – подвиг против греха, длящийся всю жизнь христианина;

•третья – жизнь вечная в Царстве Небесном.

Вывод: По словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, освящавшего собор, «через новое обращение к вере, покаяние и второе Крещение Руси пролегает путь к ее возрождению». И в этом смысле новый храм Христа Спасителя стал «местом исправления исторических судеб страны и народа». Храм Христа Спасителя имеет два самобытных признака, отличающих его от остальных православных храмов, но делает ярким представителем архитектуры своего времени. Во-первых, он посвящен лично Господу, и в нем очень много изображений, повествующих о событиях земной жизни Иисуса Христа.

Во-вторых, канонические сюжеты связаны с историей России от принятия христианства до Отечественной войны 1812 года. Эти две особенности стали основным образом выражения национальной идеи "Москва - Третий Рим", которая легла в основу замысла храма, который сочетался с огромным ансамблем символики Храма Христа Спасителя, заложенной в отдельных его элементах или их совокупности. Сама символика неразрывно связана с особенностями храмового зодчества XIX века, выражаясь именно через них.

 

Список источников:

 

· Настольная книга священнослужителя. В 7 кн. Т. 4. — М.: Издат. Московской Патриархии, 2001. — С. 7-84.

· https://invirostov.livejournal.com/77431.html

· Нумерология. Самоучитель / А. Г. Колесников — ИГ "Весь", 2018

· Теоретическая культурология. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. — 624 с. (Серия «Энциклопедия культурологии»)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: