Схема - способ передачи сути строения предмета или системы, демонстрации характера процесса, движения, структуры и т.д. с помощью условных графических обозначений и символов. Простейшая схема задается в виде взаимосвязи, где знак замещает означаемое.
При составлении схемы происходит представление знака в удобной для зрительного восприятия форме. При чтении схемы происходит восстановление (реконструкция) означаемого.
Схема позволяет опустить в процессе фиксации информации целые предложения, фиксируя непосредственно мысленный образ с помощью знака (это не значит, что схема не может содержать слов, которые помогают точнее создать образ предмета, системы, процесса и т.п.). Важным достоинством схемы является то, что она позволяет опустить несущественные детали и работать с главными характеристиками объекта или процесса.
Бывает, вам поручают составить какой-либо информационный продукт, «наиболее полно информирующий [кого-то] о [чем-то]», или «позволяющий [кому-то] составить общее представление о [чем-то]». В этом случае у вас нет ориентира для предварительной оценки информации с точки зрения ее востребованности и значения для организации какой-либо деятельности. Если к тому же вы сами имеете лишь отдаленное представление о содержании вопроса, вам будет сложно заранее задать структуру для фиксации информации. В этом случае рекомендуется использовать карточки или маркировку.
|
|
Порядок работы с карточками для фиксации информации
1. Заведите бумажные карточки одинакового формата (желательно, чтобы формат был не больше А5, чтобы затем было удобно перекладывать карточки).
2. Работая с источником, выписывайте информацию по каждому вопросу на отдельную карточку, маркируйте карточки в зависимости оттого, из какого источника почерпнута информация.
3. Так же поступайте, работая с каждым следующим источником. Если источники содержат информацию по одному и тому же вопросу, маркируйте карточки, содержащие информацию по одному и тому же вопросу.
4. Когда после работы с источниками у вас сложится общее впечатление о рассматриваемом вопросе, разложите карточки по группам, а группы - по структуре вашего будущего документа. Маркеры, обозначающие источники информации, Вам потребуются, когда возникнет необходимость сделать ссылку.
Если вы конспектировали какие-то тексты, можно вернуться к конспекту и промаркировать на его полях вопросы, к которым относится извлеченная информация.
Коллажирование (от франц. соНаде - наклеивание; дословно - создание целостной композиции из разнородных материалов, позже - прием выражения сущности предмета "не как мы его видим, а как мы его знаем" (П.Пикассо)) - способ первичной обработки разнородной информации (в том числе по содержанию, форме и способу предъявления) об одном объекте или по одной теме.
|
|
Коллажирование успешно работает, если:
- вы еще не понимаете, каким образом информацию можно структурировать для решения конкретной задачи,
- вы считаете, что между отдельными фрагментами информации нет логических связей,
- вы хотите установить неожиданные связи между разнородными фрагментами информации (или ожидаете, что ассоциативные связи возникнут при взгляде на ваш коллаж у других людей).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Что представляет собой схема?
2. Перечислите достоинства схемы.
3. При каких условиях применяют коллажирование?
Задания для практического занятия:
1. Составьте схему «Порядок оформления командировки».
2. Составьте коллаж на тему «Приобретение автомобиля».
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Изучите текст и составьте схему.
2. Используя картинки из старых журналов, ножницы, клей, цветные карандаши представьте отдельные фрагменты информации.
3. Укажите логические связи.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Запишите номер и тему практического занятия.
2. Составьте схему «Порядок оформления командировки».
3. Составьте коллаж на тему «Приобретение автомобиля».