Тема: Группировка информации
Учебная цель: Извлекать и систематизировать информацию из нескольких источников. Проводить группировку и классификацию объектов процессов и явлений.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- осуществлять поиск информации,
- извлекать и производить первичную обработку информации,
- обрабатывать информацию,
Знать:
- способы нахождения источника информации.
- способы группировки и систематизации информации
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Основание для извлечения информации - критерий, с помощью которого информация определяется как необходимая или избыточная для решения поставленной задачи; Отбор и обработка информации об одном и том же объекте в зависимости от поставленной задачи информационного поиска может идти по разным основаниям, т.е. с опорой на разные существенные признаки объекта, которые важны в той или иной ситуации.
|
|
Работая с одним источником, вы можете одновременно извлекать информацию по одному или нескольким основаниям. В последнем случае необходимо заранее:
- понять, связаны ли эти основания, может ли быть одна и та же информация ценна для ответа на несколько вопросов;
- обдумать способ, которым вы будете отделять в своих рабочих заметках одну информацию от другой.
В зависимости от поставленной задачи информационного поиска основания могут быть ранжированы т.e. распределены по их значению для решения информационной задачи.
Ранжировать в процессе извлечения можно и собственно получаемую информацию. Такое ранжирование может вестись по разным критериям.
По точности соответствия информационному запросу:
1. информация непосредственно и исчерпывающе отвечает на заданный вопрос;
2. информация снимает неопределенность по части поставленного вопросам
3. информация дает косвенный ответ на заданный вопрос, т.е. требует обработки - детализации или конкретизации (приведены данные о классе объектов, к которому относится интересующий вас объект, или приведены данные о единичном случае, тогда как вас интересует общее правило или закономерность, приведена информация о схожем объекте и т.п.).
Информация, не соответствующая вашему запросу, оказывается избыточной, ее следует игнорировать.
По достоверности (Фактологическая информация):
1. информация, представляющая собой изложение факта или закрепленной нормы (ссылка на нормативно-правовой акт, техническую документацию, описание, снабженное указанием на персоналии, контактной информацией, датами и т.п.);
|
|
2. информация, представляющая собой общее место (содержится в источниках разного вида, повторяется без цитирования почти дословно);
3. информация, подтвержденная аргументацией, опирающейся на общие позиции, принятые аксиомы, факты, ранее обоснованные сведения, первичную информацию;
4. информация, подтвержденная единичным достоверным опытом (человека, организации).
По правдоподобности:
1. информация, не противоречащая достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных;
2. информация, противоречащая некоторым достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных;
3. информация, противоречащая достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных
Задачи практического занятия:
1. Выполнить практическое занятие;
2.Оформить отчёт по практическому занятию (приложение С);
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Лист писчей бумаги формат А4
2. Ручка.
3. Карандаш простой.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию:
1. Извлечение и первичная обработка информации по самостоятельно сформулированным основаниям
2. Определение структуры для извлечения информации.
3. Полное и выборочное чтение таблиц.
4. Составление таблицы для извлечения информации.
Инструкция по выполнению практического занятия
1.Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
2.Изучить порядок выполнения задания.