Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Когда сотрудники общаются по рабочим вопросам – это деловая коммуникация. Такая коммуникация – дело ежедневное и, как правило, не представляющее особых сложностей и не требующее специальной подготовки. Но, помимо обыденных ситуаций, возникают особые случаи: производственные совещания, а также презентации.

Производственные совещания – регламентированные встречи той или иной производственной группы, (это может быть как совещание администрации, так и совещания работников отдельного подразделения, например цеха или отдела, и даже совещания трудового коллектива), посвященные обсуждению производственных вопросов. Вопросы эти, как правило, известны заранее. Цели совещания могут быть разными: информирование производственной группы по какому - либо вопросу; выработка общего решения по какому-либо вопросу.

На производственных совещаниях обязательно по каждому вопросу есть один или несколько заранее выступающих, которые представляют информацию или свою позицию по обсуждаемому вопросу. После обязательных выступлений слово предоставляется всем желающим. Выступление на производственном совещании – это жанр установленной деловой коммуникации.

Выступлению должна быть присуща:

  • яркость и наглядность;
  • четкость и ясность формулировок;
  • направленность на главное;
  • ритмичность и постоянное повторение в разной форме основных положений;
  • присутствие элемента внезапности (неизвестная информация, оригинальные формулировки);
  • различная насыщенность отдельных частей.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Дайте определение избирательного и заинтересованного слушаний.

2. Дайте определение пассивного и активного слушаний.

 

Задания для практического занятия:

1. Подготовьте выступление на собрании вашей группы. Собрание посвящено вопросу проведения экскурсии. Вам необходимо изложить своё видение решения заявленного вопроса. Регламент 2-3 минуты.

2. Оцените своё выступление и выступления ваших товарищей

3. Заполните таблицу.

№ п/п

Части выступления

Средства выделения частей выступления

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

Инструкция по выполнению практического занятия

1. Подготовьте выступление на собрании вашей группы.

2. Заполните таблицу, зафиксировав свою самооценку.

3. Продолжите заполнение таблицы, фиксируя наблюдения за выступлениями своих товарищей.

 

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

В устном выступлении использованы короткие предложения. Применена интонация.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

1. Запись номера и темы практической работы.

2. Изображение в тетради таблицы.

3. Заполнение таблицы.

 

Образец отчета по практическому занятию

Практическое занятие №29

Выступление на совещании: выступление, самооценка, оценка

 

1. Подготовьте выступление на собрании вашей группы. Собрание посвящено вопросу организации чаепития 8 Марта. Вам необходимо изложить своё видение решения заявленного вопроса. Регламент 2-3 минуты.

2. Оцените своё выступление.

3. Заполните таблицу.

№ п/п

Части выступления

Средства выделения частей выступления

1

2

3

Вступление

 

Основная часть

 

Заключение

Использование выражения – «сначала я расскажу о…»; небольшая пауза.

Использование слов– «во-первых», «во-вторых»; небольшая пауза.

Использование слова– «итак».



Практическое занятие № 30

Тема: Тренинг «Барьеры в общении».

Учебная цель: Преодолевать барьеры в общении, воспринимать и понимать партнера по общению.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Уметь:

- воспринимать содержание информации в процессе устной и письменной коммуникации

- воспринимать и понимать партнера по общению

 - преодолевать барьеры в общении.

- работать в команде (группе),

Знать:

- культуру устной и письменной речи делового человека

- основы коммуникации как акта общения

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Барьеры взаимодействия: мотивационный барьер, этический барьер, барьер стилей общения.

Барьеры восприятия и понимания: эстетический барьер, разное социальное положение, барьер отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки, барьер двойника.

Коммуникативные барьеры: некомпетентность, неумение выражать свои мысли, плохая техника речи, неумение слушать, барьер модальностей, барьер характера.

Как преодолеть барьеры в общении? Наши типичные ошибки: неправильные ожидания в отношении партнера; нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем; не улавливаем подтекст разговора; если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло; мы стараемся оправдать ожидания собеседника. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Задачи практического занятия:

1. Выполнить практическую работу;

2.Оформить отчёт по практической работе (приложение С);

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Лист писчей бумаги формат А4.

2. Ручка с чернилами черного цвета.

3. Карандаш простой.

Вопросы для закрепления теоретического материала
 к практическому занятию:

1. Как связаны особенности восприятия с возникновением барьеров восприятия?

2. Что такое коммуникативные барьеры?

3. Назовите основные характеристики логического барьера и пути их преодоления.

4. Назовите основные характеристики барьера восприятия и понимания и пути его преодоления.

5. Назовите основные характеристики барьера взаимодействия и пути его преодоления.


Инструкция по выполнению практического занятия

1.Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.

2.Изучить порядок выполнения задания.

 

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

Контролем является защита отчета по практическому занятию.

Задания практического занятия:

Задание 1

Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении:

- Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?

- Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся?

- Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?

- Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?

- Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его?

- Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось увидеть снова?

Задание 2

Расскажите о своем опыте преодоления барьеров в общении. Проблемные ситуации обсудите.

Задание 3

Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.)

Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле да, но….

Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.

Задание 4

Объясните смысл крылатых выражений и фразеологизмов: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни, играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту.

Задание 5

Каждый участник получает карточку с названием какого-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его. Каждый участник игры произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления нужно представить свой предмет: описать его внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявления – «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера, интересы.

Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить свою пару.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: