Практическое занятие № 32

Тема: Тренинг понимания партнера в процессе коммуникации

Учебная цель: формирование уменияизвлекать из устной речи (монолог, диалог, дискуссия) основное (общее) содержание фактической информации.

Задачи:

1. Научиться развивать и дополнять идеи других участников группового обсуждения.

2. Научиться принимать и фиксировать решение по всем вопросам для группового обсуждения.

Время на выполнение: 4 часа

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Лист писчей бумаги формата А4.

2. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

В устном выступлении очень важна интонация: Монотонная речь очень плохо воспринимается слушателями, тогда как умение оратора грамотно использовать интонацию позволяет сделать выступление интересным.

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

соблюдение ряда принципов групповой работы;

нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";

применение активных методов групповой работы;

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Дайте определение тренинга.

2. Что является достоинством тренинга?

Задания для практического занятия:

Задание 1 Произнесите фразы с разными интонациями.

1. Здравствуйте!

Официальность, радость, угроза, упрек, доброжелательность, равнодушие, гнев, восторг.

2. Умница! Молодец!

Благодарность, ирония, восторг, огорчение, гнев.

3. Я этого никогда не забуду!

Признательность, обида, восхищение, гнев.

4. Спасибо, как вы догадались!

Искренность, восхищение, гнев.

5. Ничем не могу вам помочь!

Искренность, сочувствие, демонстрация, бестактность, просьба.

6. Вы поняли меня?

Доброжелательность, учтивость, официальность, угроза.

7. До встречи!

Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие.

8. Это я!

Радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность.

9. Я не могу здесь оставаться.

Сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность.

 

Задание 2 Произнесите каждую фразу, предавая ей при помощи интонации сначала прямой, а потом противоположный смысл.

1. Спасибо, мне было приятно ваше мнение.

2. Мне это очень нравится.

3. Спасибо за комплемент.

4. Спасибо за работу.

5. Очень вам признателен.

6. Я в восторге.

7. Приятно было с вами поговорить.

8. С удовольствием.

9. Рад вас видеть.

 

Задание 3

Попечительский совет вашего образовательного учреждения учредил стипендию для первокурсников. Эту стипендию смогут получать двое наиболее достойных студентов.

Члены совета предложили список критериев для отбора кандидатов и попросили членов студенческого самоуправления выбрать из предложенного списка четыре наиболее значимых критерия для отбора кандидата, объяснив выбор каждого критерия, и проранжировать их в порядке убывания значимости.

Работая в группе, выберите из предложенного списка четыре наиболее значимых критерия для отбора кандидата. Выбор каждого критерия объясните. Проранжируйте критерии в порядке убывания их значимости.

Перед началом обсуждения договоритесь о процедуре обсуждения.

Критерии для отбора кандидата на получение стипендии (под каждым напишите фамилии):

Успехи в учебе

 

Успешное участие в конкурсе профессионального мастерства

 

Активное участие в общественной жизни образовательного учреждения

 

Доброжелательность

 

Низкие доходы семьи

 

Проживание в общежитии

 

Успешное выступление в спортивных соревнованиях за сборную образовательного учреждения

 

Членство в молодежных общественно – политических организациях

 

Законопослушность

Задание 3 - Синонимы.

    Подберите слова, близкие по смыслу к глаголу ГОВОРИТЬ: (молвить, вещать, нести, трепаться, глаголить, бормотать, замечать, ронять, городить, трещать, молоть, вставлять, ввертывать, плести, завирать, выговаривать, болтать, произносить, объявлять, изрекать…

 Придумывая на ходу синонимы и произнося их, постарайтесь передать стилистический оттенок, который вносит предложенная вами замена глагола говорить. Потренируем память: четвертый этап риторического действия – запоминание.

Усложним условия игры: теперь каждый следующий участник (внимание и сосредоточенность!) повторяет все названные глаголы в том же порядке, в котором они звучали до него, вложив в подтекст сомнение. Свой же вариант – в конце, как единственно верный и неоспоримый. Можно выбрать другие слова – синонимы: - знаменитый, известный, большой… - красивый, привлекательный, симпатичный… - дорога, путь, тропа… - аккуратный, добросовестный, старательный… - засмеялся, прыснул, хихикнул, захохотал… - действия, старания, затеи.. - врач, лекарь, спаситель…. вопрос зарождается, поднимается, выдвигается, касается, разрабатывается, излагается, ставится на обсуждение, ставится ребром, становится наболевшим, исчерпывается, снимается.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: