Раздел 3 Компетенции в сфере коммуникации

Тема 3.3 Работа в команде (группе)

Практическое занятие № 31

Тема: Тренинг группового взаимодействия.

Учебная цель: Сплотить участников, создать благоприятный социально – психологический климат в группе.

Задачи:

§ продемонстрировать преимущества командной работы;

§ усовершенствовать общение в команде;

§ освоить навыки обратной связи;

§ усовершенствовать процессы принятия решений в команде;

§ получить удовольствие от совместной работы.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Уметь:

- воспринимать содержание информации в процессе устной и письменной коммуникации

- воспринимать и понимать партнера по общению

- работать в команде (группе),

Знать:

- культуру устной и письменной речи делового человека

- основы коммуникации как акта общения

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Первый этап: притирка. На первый взгляд команда выглядит деловой и организованной, но на самом деле люди смотрят друг на друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется во все это влезть. Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди часто не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга, а творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Второй этап: ближний бой. Многие команды проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются коалиции и группировки, разногласия выражаются открыто и остро. Личные взаимоотношения приобретают значение, проявляются сильные и слабые стороны людей. Команда начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходи силовая борьба за лидерство.

Третий этап: экспериментирование. Потенциал команды возрастает, и встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто такая команда работает рывками, однако есть энергия и интерес понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности.

Четвертый этап: эффективность. Команда приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на эффективном использовании времени и на уточнении задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистически, и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому, в зависимости от конкретной задачи.

Пятый этап: зрелость. В зрелой команде действуют прочные связки между ее членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, и приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Команда превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Она способна показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений. Для достижения такого результата важно, чтобы соблюдались следующие условия:

- все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;

- умения каждого человека известны остальным и функции распределены;

- организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;

- в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;

- развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;

- созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;

- команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;

- отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Задачи практического занятия:

1. Выполнить практическое занятие;

2.Оформить отчёт по практическому занятию (приложение С);

Обеспеченность занятия (средства обучения)

 

1. Лист писчей бумаги формат А4

2. Ручка с чернилами черного цвета.

3. Карандаш простой.

Вопросы для закрепления теоретического материала
 к практическому занятию:

1. Сущность этапов становления коллектива

2. Условия существования зрелой команды


Инструкция по выполнению практического занятия

1.Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.

2.Изучить порядок выполнения задания.

 

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

Контролем является защита отчета по практическому занятию.

Задания практического занятия:

Задание 1

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 -50 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

- нельзя молчать;

- нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Задание 2

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 20 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

Каждый из студентов должен поделиться своими догадками по поводу того, какой из трех вариантов прозвучал.

Можно раздать карточки с кратко изложенными ситуациями, например:

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: