Практическая работа №8 Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
Цель занятия: закрепить алгоритм моделирования на примере построения компьютерной модели, научиться анализировать результаты моделирования, научиться использовать шаблон готовой компьютерной модели для решения типовых задач.
Краткие теоретические сведения:
Социально-экономическая сфера
Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала.
Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей.
Таким образом, экономическая социология интересуется социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Таким образом, предмет данного исследования лежит в сфере экономической социологии.
Социология вскрывает и описывает социальные механизмы, от которых зависит характер их протекания:
- сопровождаются они ростом экономических показателей или, напротив, их снижением;
- порождают положительные социальные последствия или отрицательные.
Следовательно, в центре внимания экономической социологии находится влияние социальных регуляторов на экономическое развитие.
Компьютерная модель или численная модель - компьютерная программа, реализующая представление объекта, системы или понятия в форме, отличной от реальной, но приближенной к алгоритмическому описанию, включающей и набор данных, характеризующих свойства системы и динамику их изменения со временем.
Построение компьютерной модели базируется на абстрагировании от конкретной природы явлений или изучаемого объекта-оригинала и состоит из двух этапов - сначала создание качественной, а затем и количественной модели. Чем больше значимых свойств будет выявлено и перенесено на компьютерную модель - тем более приближенной она окажется к реальной модели, тем большими возможностями сможет обладать система, использующая данную модель. Компьютерное моделирование заключается в проведении серии вычислительных экспериментов на компьютере, целью которых является анализ, интерпретация и сопоставление результатов моделирования с реальным поведением изучаемого объекта и, при необходимости, последующее уточнение модели и т. д.
Основные этапы компьютерного моделирования:
1. Постановка задачи и её анализ:
1.1. Определить цель создаваемой модели.
1.2. Уточнить исходные результаты и в каком виде следует их получить.
1.3. Определить исходные данные для создания модели.
2. Построение информационной модели:
2.1. Определить параметры модели и выявить взаимосвязь между ними.
2.2. Оценить, какие из параметров влиятельные для данной задачи, а какими можно пренебрегать.
2.3. Математически описать зависимость между параметрами модели.
3. Разработка метода и алгоритма реализации компьютерной модели:
3.1. Выбрать или разработать метод получения исходных результатов.
3.2. Составить алгоритм получения результатов по избранным методом.
3.3. Проверить правильность алгоритма.
4. Разработка компьютерной модели:
4.1. Выбрать средства программной реализации алгоритма на компьютере.
4.2. Разработать компьютерную модель.
4.3. Проверить правильность созданной компьютерной модели.
5.1. Разработать план исследования.
5.2. Провести эксперимент на базе созданной компьютерной модели.
5.3. Проанализировать полученные результаты.
5.4. Сделать выводы насчет свойств прототипа модели.
В процессы проведения эксперимента может выясниться, что нужно:
· скорректировать план исследования;
· выбрать другой метод решения задачи;
· усовершенствовать алгоритм получения результатов;
· уточнить информационную модель;
· внести изменения в постановку задачи.
В таком случае происходит возвращение к соответствующему этапу, и процесс начинается снова.
Универсальность моделей - это свойство, позволяющее применять модели при описании или функционировании однотипных групп объектов.
В настоящее время компьютерное моделирование в научных и практических исследованиях является одним из основных элементов познания. Технология моделирования требует от исследователя умения ставить корректно проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов. Для успешной работы исследователю необходимо проявлять активный творческий поиск, любознательность и обладать максимумом терпения и трудолюбия. При этом исследователь не только достигает целей исследования, но и развивает в себе все перечисленные качества, приобретая навыки, умения и знания в большом спектре фундаментальных и прикладных наук. Навыки моделирования очень важны человеку в жизни. Они помогут разумно планировать свой распорядок дня, учёбу, труд, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, разрешать удачно различные ситуации
1. Создайте документ Excel «Практическая работа №…».
2. Запишите дату, тему, цель работы и условие задачи «Составить таблицу оптимальной поставки электрооборудования с заводов в Ростове-на-Дону, Старом Осколе и Красноярске на электростанции во Владивосток и Екатеринбург. Объемы производства заводов составляют соответственно 1000, 1500 и 1200 единиц. Потребность в оборудовании во Владивостоке и Екатеринбурге составляет 2300 и 1400 единиц.»
Математическая модель задачи.
Для расчета общей стоимости перевозок груза от поставщиков к потребителям, необходимо знать расстояния между городами и стоимость перевозки единицы груза на 1 км.
Компьютерная модель задачи.
1. В диапазон A10:D18 занесите таблицу расстояний и стоимость услуг. Для ячейки D18 задайте денежный формат в рублях.

Рис. 1
2.
Составьте таблицу стоимости перевозок, где стоимость перевозок = расстояние*стоимость услуг. Для этого в ячейку В24 запишите формулу
=В14*$D$18
Используя маркер автозаполнения, скопируйте формулу в остальные ячейки таблицы.
Результат расчетов:

Рис. 2
3. Составьте таблицу поиска оптимального решения.
Для вычисления функции СУММ на вкладке Формула откройте команду
. В окне Мастер функций выберите категорию Математические, функция СУММ, ОК.
В поле Число 1 запишите диапазон ячеек.
В ячейках В37, С37, D37 – формулы сумм диапазонов В34:В36, С34:С36, D34:D36 соответственно. В ячейках Е33, Е34, Е35, Е36 суммы диапазонов С33:D33, С34:D34, С35:D35, С36:D36 соответственно.

Рис. 3
4. В ячейке В39 запишем формулу, выражающую суммарное значение всех перевозок = СУММПРОИЗВ(В24:С26; C34:D36).
На вкладке Формула откройте команду
. В окне Мастер функций выберите категорию Математические, функция СУММПРОИЗВ, ОК. Запишите диапазоны ячеек, как на рис. 4

Рис. 4
5. По условию задачи суммарная стоимость перевозок должна быть минимальна. Для поиска оптимального значения стоимости перевозок используем команду Поиск решения.
Выделить ячейку В39. На вкладке Данные в группе Анализ выбрать команду Поискрешения. (Если эта команда отсутствует, то установите ее: кнопка Office – Параметры Excel – Надстройки – кнопка Перейти – включить в доступные надстройки Поиск решения). Установите целевую ячейку, минимальное значение, ограничения. Для задания ограничений используйте кнопку Добавить.

Рис. 5
6. Для получения результата нажмите Выполнить. Чтобы сохранить найденное решение на листе, выберите в диалоговом окне Результаты поиска решения вариант Сохранить найденное решение.
7. В ячейке В39 задайте денежный формат.

Рис. 6
8. Анализ полученных результатов.
Если 1000 единиц груза доставить из Старого Оскола в Екатеринбург, 1100 единиц груза из Ростова-на-Дону поставить во Владивосток, а 400 единиц в Екатеринбург; 1200 единиц из Красноярска во Владивосток, то общая стоимость перевозок составит 1 620 000 руб.
9. Компьютерный эксперимент.
10. Определите стоимость перевозок, если стоимость услуг по перевозке будет иная. Для этого измените значение в ячейке D18.
Заполните таблицу:
| Стоимость услуг за перевозку 1 ед. груза на 1 км | Стоимость перевозок, руб. |
| 10 | |
| 15 | |
| 23 |
11. Определите стоимость услуг за перевозку 1 ед. груза на 1 км, чтобы стоимость общая стоимость перевозок была равна 2 000 000 руб.
Для этого:
· выделите ячейку В39.
· На вкладке Данные в группе Работа с данными выберите команду Анализ «что-если» – Подбор параметра.
· В окне Подбор параметра выставите значения, как на рис. 7, ОК.

Рис. 7
· Какое значение получено в ячейке D18? Запишите ответ.
Запишите вывод.