Анализ взаимосвязей показателей стремления личности к самоактуализации мотивов учебно-профессиональной деятельности и профессиональной деятельности

Результаты корреляционного анализа показателей стремления личности к самоактуализации мотивов учебно-профессиональной деятельности отражены ниже на рисунке 3.

Отраженные на рисунке установленные связи диагностируемых показателей наглядно демонстрируют то, что стремление к самоактуализации  интегрировано в структуру мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов, включаясь в структуру положительной связью с мотивом престижа – структурообразующим её компонентом. Стремятся к самоактуализации студенты с выраженным стремлением быть лучшим. Анализируя полученные данные можно предположить, что учебно-профессиональная деятельность в силу своего разнообразия (учебной и внеучебной деятельности, научной, общественной активности) предоставляет субъектам много возможностей реализовать свое стремление к самоактуализации и показать себя лучшим среди сокурсников.

Понимание самоактуализации включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже полученных знаний, навыков и умений. Самоактуализация, по сути, способствует человеку стать тем, кем он может и должен быть в этой жизни. Самоактуализирующаяся личность живет полной жизнью, умеет воплощать свои задумки и умения, свой внутренний потенциал в продукт деятельности. Она развивает свои достоинства и устраняет недостатки, стремится жить в гармонии со своими убеждениями. Очевидно, что учебно-профессиональная деятельность является «питательной средой» для самоактуализирующейся личности.

Результаты корреляционного анализа (Приложение 3), показателей стремления личности к самоактуализации мотивов профессиональной деятельности представлены на рисунке 4.

Как видно из представленных на рисунке результатов корреляционного анализа, установлена тесная отрицательная связь интегрального показателя стремления к самоактуализации субъектов труда с показателем мотива жизнеобеспечения. Субъекты, направляющие свою активность на развитие и реализацию своего потенциала, не стремятся к получению большой заработной платы и материальному поощрению его работы. Важно учесть, что мотив жизнеобеспечения, о котором идет речь, является структурообразующим компонентом структуры мотивации профессиональной деятельности. Отрицательная связь стремления к самоактуализации с базовым компонентом структуры говорит об отсутствии интегрированности данного стремления в целостную и устойчивую структуру мотивации профессиональной деятельности. По всей видимости, профессиональная деятельность более ограничена в возможностях удовлетворения личностью стремления к самоактуализации в силу её нормативности, ограниченности должностными инструкциями, профессиональными обязанностями.

Сопоставление полученных связей позволяет заключить: стремление личности к самоактуализации интегрировано в структуру мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов, но не включено в структуру мотивации профессиональной деятельности.

Наше исследование было направлено на выявление места стремления личности к самоактуализации в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности и мотивации профессиональной деятельности. Поставленная цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.

Подводя итоги проведенного эмпирического исследования, можно утверждать: гипотеза о том, что стремление личности к самоактуализации в большей степени интегрировано в структуру мотивов учебно-профессиональной деятельности, чем профессиональной деятельности, эмпирически подтверждена.

Спасибо за внимание!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: