Изучение интуиции от Античности до XX века

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Политология и международные отношения»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История и философия науки»

ТЕМА

«Роль интуиции в науке и экономических исследованиях»

Выполнила:

Аспирантка 1 курса

Направление подготовки 38.06.01 Экономика

Профиль: Финансы, денежное обращение и кредит

Дицуленко Ольга Игоревна

 

Проверила:

Д. филос. н., профессор Жиртуева Н. С.

Севастополь

2020

Оглавление

Введение. 3

1. Историческая эволюция проблемы интуиции. 6

1.1. Изучение интуиции от Античности до XX века. 6

1.2. Введение понятия интуиции в научную сферу в XX веке. 8

2. Характерные черты научной интуиции. 12

3. Классификация форм интуиции. 13

4. Роль интуиции в экономических исследованиях. 15

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 22

 



Введение

Процесс становления человеческого знания осуществляется вследствие формирования понятий, умозаключений и экспериментальной деятельности. Но для развития цивилизации недостаточно использовать одну лишь логику. В появлении новых знаний немаловажную роль играют спонтанные, не поддающиеся объяснению догадки. Новый всплеск, импульс, устанавливающий направление движения мысли принадлежит в первую очередь интуиции – феномену, который заключается в умении принимать верные решения, пропуская промежуточные ступени рассуждений. Издавна интуиция считалась предметом обсуждения научных деятелей, философов и психологов. Сложно представить любой познавательный процесс, связанный с научными исследованиями без интуиции – она направляет исследования, создает мысленные модели объектов, разъясняет эмпирические данные, формирует общие принципы теории и гипотезы, дает стимул для выбора эффективных методов исследования.

Каждый год количество людей занятых в научной сфере увеличивается, а научно-исследовательская деятельность превращается в массовую специальность. Именно поэтому проблема научных открытий приобретает все большую актуальность. В последнее время в вузах готовят в первую очередь технически грамотных специалистов, а больше всего времени уделяется именно насыщению студентов специальными знаниями, и гораздо меньше внимания направлено на развитие оригинальности мышления, что приводит к понижению возможностей личного творчества.

Роль интуиции в науке – тема очень интересная и многогранная, которая занимает умы ученых самых различных областей, от социологов до математиков, и с давних времен эта тема своей актуальности не утратила. Еще Карл Юнг писал, что интуиция является одним из четырех параметров личности. Также стоит отметить, что интуиция считается одной из составляющих познания, что подтверждается фактом наличия интуитивного компонента у представителей разных сфер деятельности. В науке интуиция позволяет мгновенно схватить сложную задачу, и, опережая систематизированность мысли и сознание, прийти к верному решению. Поэтому изучение роли интуиции в науке в настоящее время не теряет своей важности и актуальности.

Целью данного исследования является изучение такого понятия как «интуиция» и определение её роли в науке. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

· проанализировать взгляды ученых на роль интуиции в науке;

· изучить историческую эволюцию проблемы интуиции;

· рассмотреть характерные черты научной интуиции и классифицировать формы интуиции;

· изучить роль интуиции в экономических исследованиях.

Для исследования были использованы труды различных авторов, раскрывающих в своих книгах роль интуиции в науке. Например, А.В. Заборов в своей книге демонстрирует различные методы, способствующие в развитии интуиции. Главный его девиз – мыслить и действовать самостоятельно, эффективно и быстро [1]. В книге же М.А. Розова раскрываются все основные проблемы философии науки, и роль интуиции в науке в том числе [2].

В исследовании Грановской Р.М. и И.Я. Березного отображается абсолютно новый взгляд на интуицию – её рассматривают в представлениях человека в качестве взаимодействия моделей мира. Демонстрируется взаимосвязь её развития, связанного с преодолением человеком своих внутренних барьеров, как осознанных, так и подсознательных, с раскрепощением форм мировосприятия, способствующих творчеству [3].

Кармин А.С. и Хайкин Е.П. в своей брошюре «Творческая интуиция в науке» предпринимают попытку проанализировать природу творческой интуиции, рассматривая его в качестве особого познавательного прогресса, сущность которого состоит во взаимосвязи образов и абстрактных понятий. Представлены характерные черты творческой интуиции, а также её основные разновидности. Передаются «механизмы» способствующие её проявлению. Раскрывается роль интуиции в развитии науки и в целом познания [4].

Схожие проблемные аспекты рассмотрены в книге М. Бунге «Интуиция и наука», где рассматривается историческое развитие взглядов на место интуиции в науке [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что роль интуиции в науке является темой исследований ученых различных сфер научных интересов. Проанализируем, что же нам известно об интуиции, и то, какая роль отведена ей в науке.



Историческая эволюция проблемы интуиции

Изучение интуиции от Античности до XX века

 

Изучением интуиции занимались еще античные ученые. Платон рассматривал интуицию как припоминание знаний Душой. Его концепция заключалась в том, что каждый человек обладает уже определенным набором знаний с рождения, а познание нового – это всего лишь припоминание знаний, накопленных в прошлых жизнях. Изречение «Познай самого себя» как раз перекликается с данной концепцией. Однако Аристотель взглядов своего учителя не разделял. Являясь основоположником рационализма, он считал, что все знания должны быть основаны только на истинных доказательствах.

Далее обратимся к Средневековой философии. Фома Аквинский отмечал «способность самой души приводить интеллект в активное состояние», при этом считал, что существует и другой вид познания – через благодать, в том случае, когда божественные тайны нельзя доказать только с помощью человеческого ума. Еще один представитель средневековой философии - Уильям Оккам считал, что именно интуитивное познание является первичным. Несмотря на то, что проблема интуиции занимала умы философов античности, средневековья и эпохи Возрождения, проблема эта особого развития так и не получила.

Более подробно изучением интуиции начинают заниматься в эпоху Нового времени, когда такие науки как геометрия, математика, естествознание, механика, получили свое бурное развитие. Появилась потребность в новых методах в теории познания. С помощью работ Декарта была подтверждена необходимость построения естественнонаучного знаний, опытной науки, построенной на разуме и независимой от веры. Интуиция Декарта – предельно логична, рациональна и находится в теснейшей связи с дедукцией и логическим процессом. У интуиции по Декарту нет ничего общего с прозрением, и носит она, в первую очередь, интеллектуальный характер. Декарт ввел термин интеллектуальная интуиция, существующий и по сей день.

Интеллектуальная интуиция распространяется на научное познание, так как в его основе лежит накопление материала и научный анализ. Ещё один представитель этого периода – философ Спиноза, считал, что интуиция – это высшее проявление рациональных способностей человека. Его известная доктрина о трех видах познания включает в себя рациональное познание, интуитивное познание и воображение и мнение. Спиноза доказывал, что приоритетным является именно интуитивное познание, как самое значительное, и связывал с ним неограниченные возможности познания человеком окружающего мира и самого себя.

Немецкий философ Г.В. Лейбниц, утверждал, что: «интуиция является высшим уровнем познания, позволяющим осознать все рациональные истины». И.Г. Фихте, И. Кант, А Бергсон, А.Шопенгауэр, Э. Гуссерль и др. философы придавали важную роль в познании именно интуиции.

До конца XIX века интуиция рассматривалась как разновидность рационального знания до тех пор, пока А. Шопенгауэр, а потом и А. Бергсон не изменили это представление интуиции. А. Бергсон доказал необходимость духовного экстаза, озарения для постижения истины. С помощью озарения можно постигать не только научные идеи, но и обычные бытовые ситуации. Исследования французского философа показали, что интуиция – это не высшая степень интеллекта, а просто другой способ познания мира. Ключевая роль отведена интуиции в работах Н. О. Лосского – основоположника интуитивизма – одного из течений в познании. Интуиция по Н.О. Лосскому это «непосредственное созерцание предмета познающим субъектом», то есть предмет входит в сознание познающего индивидуума независимо от процесса познания и наших знаний. Н.О. Лосский не противопоставляет интуицию и интеллект, он наоборот старается объединить их, как средства познания. Н.О. Лосский выделил три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: