Характерные черты научной интуиции

 

На сегодняшний день интерпретация интуиции различается от «полусознательного предчувствия» до «высших форм творческого мышления». Трудность в изучении данного феномена предопределена сложностью описания и логического анализа того, что нелогично по своей природе.

Проанализировав взгляды ученых на проблему интуиции и изучив всю историческую эволюцию данного понятия, можно выделить наиболее характерные черты научной интуиции:

1. Принципиальная недопустимость получения необходимого результата с помощью прямого логического вывода;

2. Принципиальная недопустимость получения необходимого результата с помощью чувственного познания окружающего мира;

3. Неожиданность и внезапность полученного результата;

4. Безотчетная убежденность в абсолютной правильности результата;

5. Неосмысленность механизмов творческого акта, методов и путей, которые привели ученого от изначальной постановки проблемы к конечному результату;

6. Непосредственная очевидность результата;

7. Необычайная простота, невероятная легкость и скорость того пути, который был пройден - от исходных посылок к открытию;

8. Чувство глубокого самоудовлетворения от реализации самого процесса  интуиции и полнейшего удовлетворения от имеющегося результата.

Таким образом, все, что совершается интуитивно, должно быть неожиданно, непосредственно очевидно, внезапно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне созерцания и логики, но в тоже время логично, и основано на имеющемся чувственном опыте» [8, с. 25].



Классификация форм интуиции

 

Теперь перейдем к вопросу о классификации форм интуиции. Самая распространенная классификация, которую можно встретить в исследованиях, посвященных интуиции, предложена М. Бунге, предлагающего различать чувственную и интеллектуальную интуиции.

Чувственная интуиция по Бунге может быть выражена как восприятие и как воображение. Как восприятие она обладает способностью интерпретации, предельно ясным пониманием значения и взаимоотношения или знака, а также проявляется как восприятие, передаваемое в процессе быстрого отождествления явления, предмета или знака. Как воображение, интуиция обладает способностью образовывать метафоры, геометрической интуицией или способностью представления, а главное выражается как творческое воображение.

Интеллектуальную интуицию Бунге рассматривает как разум и как оценку. Интуиция как разум предполагает обобщенное восприятие и способность к синтезу, здравый смысл и ускоренное умозаключение. Интуиция как оценка выражается в качестве интуиции как обычного способа мышления, и в качестве проницательности, проникновения или здравого суждения.

Однако данная классификация, к сожалению, не может привести к решению проблемы интуиции из-за того, что проблема классификации интуиции является сложнейшим моментом в изучении проблемы интуиции в целом. Объяснить это можно тем, что интуиция не поддается тем правилам, которые нужды для формальной классификации, так как любая формальная классификация предусматривает резкое и четкое разделение предметов одной группы от предметов другой. Поэтому не представляется возможным установить четкое сходство и различие между разновидностями интуиции.

В противовес формальным классификациям, содержательные основываются на диалектических принципах. Главный акцент в содержательных классификациях делается на раскрытие между группами классифицируемых предметов внутренних закономерностей. Содержательные классификации и естественные классификации соответствуют друг другу. Естественные классификации основаны на учете всей комплексности признаков исследуемого предмета, взятых в их обусловленности и взаимной связи. Этот способ классифицирования можно применить к проблеме интуиции. Бунге же за основу, в своей классификации, берет видовое разделение различных интуиций, занимающих определенное место в процессе научного познания, выбирая из общей иерархии, наиболее употребляемые исследователями.

Одним из самых удачных исследований в отечественной научной литературе является работа Е.П. Хайкина и А.С. Кармина «Творческая интуиция в науке», где авторы предлагают классифицировать интуицию как «эйдетическую» и «концептуальную». Эйдетическая интуиция включает в себя построение новых наглядных образов, основываясь на тех понятиях, которые имелись ранее. Концептуальная интуиция наоборот формирует новые понятия на основе имеющихся ранее наглядных образов [4, с. 72].

Данный вариант классификации необходим для гносеологического анализа и выглядит не просто как условное разделение, а как определенная рабочая схема исследования, которая освобождена от обязательности феноменологической характеристики таинственных интуитивных эффектов. Основываясь на эту схему можно не просто констатировать факт существования интуиции, как формы познавательного процесса, но и проанализировать её проявление в сфере научного познания.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: