1. Спорофит – зеленое растение, размножающееся спорами. Споры прорастают в условиях средней влажности и температуры.
2. Из споры развивается маленький заросток, практически прижатый к поверхности почвы, где скапливается много влаги.
3. На заростке образуются гаметы – спермии и яйцеклетки.
4. Спермии достигают яйцеклетки только в воде.
5. Следовательно, высокое растение рассеивает споры с помощью ветра на большие расстояния, а заросток, погруженный во влажную среду, обеспечивает половой процесс и дальнейшее развитие спорофита.
Ответьте самостоятельно
• Почему у растений мха главное поколение несет половые органы, а развитие спор перенесено в маленькую коробочку, тогда как у папоротников само растение производит споры, а половые органы образуются на заростке?
• Чем представлены половое и бесполое поколения у цветковых растений?
3. Какие механизмы обеспечивают прочность и твердость растения? |
Элементы правильного ответа
1. Тургор – насыщенность клеток водой.
2. Формирование механической ткани.
3. Формирование проводящей ткани.
4. Зачем растению нужны корни? |
Отвечая на этот вопрос, нужно найти как можно больше (не менее трех) функций корней.
Элементы правильного ответа
Корни выполняют следующие функции.
1. Закрепление в почве.
2. Всасывание воды и минеральных солей.
3. Почвенное и воздушное дыхание.
4. Запасание питательных веществ.
5. Запасание воды воздушными корнями.
6. Лазание по опорам или стеблям других растений.
Ответьте самостоятельно
• Что произойдет с проростком, если семя посадить «вверх тормашками», т.е. вниз «головой».
• Что произойдет с проростками, если прорастающие семена раскручивать на центрифуге?
Ответы объясните.
5. Что произойдет с растением, выращенным в полумраке? |
Элементы правильного ответа
1. Растение будет бледно-зеленым или желтым.
2. Стебель станет тоньше и длиннее.
3. Листья станут мельче и будут реже расположены.
6.Любое древесное растение состоит из самых разных по структуре и функциям живых и мертвых клеток и тканей. Не опровергает ли это положение клеточной теории, гласящей, что клетки всех организмов имеют сходное строение и химический состав? |
При ответе на этот и подобный вопросы нужно привести несколько аргументов в пользу вашего ответа.
Элементы правильного ответа
Присутствие различных клеток и тканей в организме растения не опровергает клеточной теории по следующим причинам.
1. Изначально все клетки молодого растения были живыми и развились из зиготы.
2. Дифференциация клеток и тканей по функциям произошла в процессе роста и развития растения.
3. Для всех многоклеточных организмов характерна дифференциация клеток и тканей по их строению и функциям.
4. Элементарный химический состав всех клеток примерно одинаков, а количественно содержание разных веществ в клетках может различаться.
Зоология
Задания группы С1
1. Почему необходимо очищать сточные воды перед попаданием их в водоемы? |
Этот вопрос требует объяснения того, как сточные воды повлияют на организмы, населяющие водоемы. Из приведенных элементов правильного ответа достаточно выбрать 2–3 основных.
Элементы правильного ответа
1. Из-за попадания в водоем солей (особенно фосфатов и нитратов) или избытка органических веществ в водоемах начинается бурное размножение одноклеточных водорослей.
2. Это приводит к изменению светового режима водоема. Растениям не хватает света, они начинают умирать и гнить на дне.
3. В результате этого уменьшается количество кислорода, растворенного в воде, что, в свою очередь, приводит к гибели животных. Водоем постепенно загнивает, превращается в дурно пахнущую лужу.
4. Многие организмы, особенно одноклеточные водоросли и простейшие, погибают из-за отравления сточными водами.
5. С гибелью простейших пропадает корм для других животных.
6. Снижается разнообразие организмов.
7. Нарушаются пищевые цепи в водоеме.
8. Для предотвращения этих последствий следует очищать сточные воды до их попадания в водоем.
Ответьте самостоятельно
• Зависит ли существование обитателей аквариума от деятельности моллюсков и каким образом?
• Укажите способы естественной очистки водоемов от загрязнений с помощью животных. (Найдите информацию о животных-фильтраторах в литературе или в Интернете.)
• К каким последствиям может привести резкое сокращение численности растительноядных рыб в экосистеме озера?
2.Приведите примеры использования в технике знаний о строении животных. |
Элементы правильного ответа
1. Знание о строении и работе крыла птицы помогло созданию летательных аппаратов.
2. Знание о строении костей помогло созданию прочных инженерных конструкций (Эйфелева башня).
3. Знание о строении и свойствах морских животных (например, дельфинов) позволило усовершенствовать ходовые качества кораблей и подводных лодок.
4. Знания о строении биологических объектов применяются в строительстве и архитектуре (дома-крылья, дома-соты и др.).
Ответьте самостоятельно
• Известно, что многие морские животные имеют органы свечения. Какую они могут играть роль в жизни этих животных?
• Если бы вы были строителем, у каких насекомых вы бы позаимствовали строительный опыт?
3. Можно ли провести четкую грань между царством Животные и остальными царствами организмов? |
Отвечая на этот вопрос, нужно понимать, что у всех живых систем есть близкие черты строения и сходные жизненные функции.
Элементы правильного ответа
Четкой грани нет, т.к. представители всех царств обладают следующими чертами сходства.
1. Сходные механизмы обмена веществ.
2. Состоят из клеток, близких по химическому составу и строению.
3. Обладают универсальным генетическим кодом.
Ответьте самостоятельно
• Укажите точные отличия животных от представителей других царств.
• По каким признакам можно отличить инфузорию от хламидомонады?
4. На какие группы по способам питания делятся простейшие животные? |