1. На рисунках показаны:
– заросток папоротника (а);
– спорофит папоротника (б);
– гаметофит и спорофит кукушкина льна (в).
2. Общее заключается в том, что оба растения размножаются спорами; успешность процесса оплодотворения у обоих растений зависит от воды.
Вопросы уровня С3
Обобщение и применение знаний о многообразии организмов
Вопросы части С3 охватывают достаточно широкий спектр знаний. Чтобы правильно и полностью ответить на них, нужно знать характерные признаки основных групп растений: царств, отделов, семейств и уметь применять эти знания на практике.
1. Назовите основные особенности царства Растения. |
Отвечая на этот вопрос, нужно перечислить самые существенные особенности, отличающие растения от представителей других царств.
Элементы правильного ответа
1. Автотрофный способ питания.
2. В основном прикрепленный образ жизни.
3. Неограниченный рост.
4. Основными структурными элементами, отличающие растительные клетки от животных, являются целлюлозная клеточная стенка, пластиды и вакуоли с клеточным соком.
|
|
2. Дайте характеристику отделу Покрытосеменные растения. |
Элементы правильного ответа
1. Покрытосеменные – цветковые растения.
2. Большинство видов имеют органы: корень, стебель, листья, цветки и плоды.
3. Для них характерно двойное оплодотворение.
4. Семя находится внутри плода.
5. Выделяют два класса: Однодольные и Двудольные.
3. Дайте характеристику отделу Зеленые водоросли и назовите его представителей (в других вариантах могут быть Бурые или Красные водоросли). |
Элементы правильного ответа
1. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли обитают в воде или во влажных местах на суше.
2. Содержат хроматофоры.
3. Размножаются бесполым и половым способами.
4. Представители: хламидомонада, хлорелла, улотрикс, спирогира.
(Могут быть и другие элементы ответа, включающие такие характеристики, как характер питания, особенности передвижения и прикрепления.)
4. Дайте характеристику отделу Моховидные. |
Элементы правильного ответа
1. Листостебельные растения.
2. Корней и проводящих тканей у моховидных нет.
3. Гаметофит гаплоиден и представлен зеленым растением.
4. Спорофит – коробочка со спорами – диплоиден и паразитирует на гаметофите.
5. Оплодотворение происходит в воде.
6. Представители: кукушкин лен, сфагнум (торфяной мох).
5. Дайте характеристику отделу Папоротниковидные. |
Элементы правильного ответа
1. Многолетние, в настоящее время в основном травянистые растения.
2. Укреплены в почве с помощью корней или корневищ.
3. Гаметофит представлен маленьким заростком, на котором формируются гаметы.
4. Спорофит – зеленое растение, на нижней стороне листьев которого находятся сорусы, а в них спорангии со спорами.
|
|
6. Дайте характеристику отделу Голосеменные (на примере сосны). |
Элементы правильного ответа
1. Многолетние деревья и кустарники.
2. Листья, как правило, игольчатые.
3. Семена образуются на видоизмененных побегах – шишках (у можжевельника – шишкоягодах).
4. Растения однодомные: мужские и женские краснокоричневые шишки находятся на верхушках побегов.
5. В женских шишках через 1,5–2 года после оплодотворения формируются семена.
7. Дайте характеристику царству Бактерии. |
Элементы правильного ответа
1. Бактерии – одноклеточные прокариотические организмы.
2. Генетический аппарат бактерий содержится в кольцевой хромосоме – нуклеоиде.
3. Некоторые бактерии имеют органы передвижения – жгутики.
4. В клетке отсутствуют многие органоиды, характерные для эукариотической клетки: оформленное ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, ЭПС, пластиды.
5. При неблагоприятных условиях образуют споры.
6. В экосистемах выполняют функцию редуцентов, обогащают почву азотом, фиксируя его из атмосферного воздуха, паразитические бактерии являются регуляторами численности видовхозяев, цианобактерии способны к фотосинтезу и т.д.
8. Дайте характеристику царству Грибы. |
Элементы правильного ответа
1. Грибы – одноклеточные и многоклеточные эукариотические организмы.
2. В клеточной стенке содержится хитин.
3. Запасной углевод – гликоген.
4. Размножаются вегетативным, бесполым и половым способами.
5. В экосистемах выполняют функции редуцентов, паразитические грибы являются регуляторами численности видовхозяев, многие грибы в симбиозе с растениями (микориза) обеспечивают им дополнительное минеральное питание и т.д.
9. Назовите функции образовательной ткани в растении. |
Элементы правильного ответа
1. Рост растения в длину (верхушечный рост корня и стебля).
2. Рост растения в толщину (камбий).
3. Вставочный рост побегов.
4. Регенерация ран, повреждений.
Ответьте самостоятельно
• Назовите виды и функции покровной ткани растения.
• Назовите виды и функции основной ткани.
• Назовите виды и функции проводящей ткани.
10. Перечислите приспособления плодов к распространению ветром. |
Элементы правильного ответа
1. Наличие крылышек.
2. Опушенность.
3. Легкость.
Ответьте самостоятельно
• Перечислите приспособления плодов к распространению животными.
• Перечислите приспособления плодов к распространению по воде.
11. Чем объясняется сладкий вкус проростков пшеницы? |
Для правильного ответа на этот вопрос необходимо связать процессы расщепления запасного углевода крахмала и превращения его в глюкозу.
Элементы правильного ответа
1. В проростках происходит ферментативное расщепление крахмала до глюкозы.
2. Присутствие глюкозы объясняет сладкий вкус проростков пшеницы.
Ответьте самостоятельно
• К чему приведет удаление семядолей у прорастающих семян фасоли?
• Чем объясняется происходящее иногда разрушение и затопление морских судов, перевозящих в своих трюмах семена?
12. Почему оплодотворение у цветковых растений названо двойным? Назовите основные этапы процесса. |
Правильный ответ на этот вопрос требует точного знания процесса оплодотворения.