Элементы правильного ответа

1. На рисунках показаны:

– заросток папоротника (а);
– спорофит папоротника (б);
– гаметофит и спорофит кукушкина льна (в).

2. Общее заключается в том, что оба растения размножаются спорами; успешность процесса оплодотворения у обоих растений зависит от воды.



Вопросы уровня С3

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов

Вопросы части С3 охватывают достаточно широкий спектр знаний. Чтобы правильно и полностью ответить на них, нужно знать характерные признаки основных групп растений: царств, отделов, семейств и уметь применять эти знания на практике.

1. Назовите основные особенности царства Растения.

Отвечая на этот вопрос, нужно перечислить самые существенные особенности, отличающие растения от представителей других царств.

Элементы правильного ответа

1. Автотрофный способ питания.
2. В основном прикрепленный образ жизни.
3. Неограниченный рост.
4. Основными структурными элементами, отличающие растительные клетки от животных, являются целлюлозная клеточная стенка, пластиды и вакуоли с клеточным соком.

2. Дайте характеристику отделу Покрытосеменные растения.



Элементы правильного ответа

1. Покрытосеменные – цветковые растения.
2. Большинство видов имеют органы: корень, стебель, листья, цветки и плоды.
3. Для них характерно двойное оплодотворение.
4. Семя находится внутри плода.
5. Выделяют два класса: Однодольные и Двудольные.

3. Дайте характеристику отделу Зеленые водоросли и назовите его представителей (в других вариантах могут быть Бурые или Красные водоросли).




Элементы правильного ответа

1. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли обитают в воде или во влажных местах на суше.
2. Содержат хроматофоры.
3. Размножаются бесполым и половым способами.
4. Представители: хламидомонада, хлорелла, улотрикс, спирогира.

(Могут быть и другие элементы ответа, включающие такие характеристики, как характер питания, особенности передвижения и прикрепления.)

4. Дайте характеристику отделу Моховидные.



Элементы правильного ответа

1. Листостебельные растения.
2. Корней и проводящих тканей у моховидных нет.
3. Гаметофит гаплоиден и представлен зеленым растением.
4. Спорофит – коробочка со спорами – диплоиден и паразитирует на гаметофите.
5. Оплодотворение происходит в воде.
6. Представители: кукушкин лен, сфагнум (торфяной мох).

5. Дайте характеристику отделу Папоротниковидные.





Элементы правильного ответа

1. Многолетние, в настоящее время в основном травянистые растения.
2. Укреплены в почве с помощью корней или корневищ.
3. Гаметофит представлен маленьким заростком, на котором формируются гаметы.
4. Спорофит – зеленое растение, на нижней стороне листьев которого находятся сорусы, а в них спорангии со спорами.

6. Дайте характеристику отделу Голосеменные (на примере сосны).



Элементы правильного ответа

1. Многолетние деревья и кустарники.
2. Листья, как правило, игольчатые.
3. Семена образуются на видоизмененных побегах – шишках (у можжевельника – шишкоягодах).
4. Растения однодомные: мужские и женские красно­коричневые шишки находятся на верхушках побегов.
5. В женских шишках через 1,5–2 года после оплодотворения формируются семена.

7. Дайте характеристику царству Бактерии.




Элементы правильного ответа

1. Бактерии – одноклеточные прокариотические организмы.
2. Генетический аппарат бактерий содержится в кольцевой хромосоме – нуклеоиде.
3. Некоторые бактерии имеют органы передвижения – жгутики.
4. В клетке отсутствуют многие органоиды, характерные для эукариотической клетки: оформленное ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, ЭПС, пластиды.
5. При неблагоприятных условиях образуют споры.
6. В экосистемах выполняют функцию редуцентов, обогащают почву азотом, фиксируя его из атмосферного воздуха, паразитические бактерии яв­ляются регуляторами численности видов­хозяев, цианобактерии способны к фотосинтезу и т.д.

8. Дайте характеристику царству Грибы.





Элементы правильного ответа

1. Грибы – одноклеточные и многоклеточные эукариотические организмы.
2. В клеточной стенке содержится хитин.
3. Запасной углевод – гликоген.
4. Размножаются вегетативным, бесполым и половым способами.
5. В экосистемах выполняют функции редуцентов, паразитические грибы являются регуляторами численности видов­хозяев, многие грибы в симбиозе с растениями (микориза) обеспечивают им дополнительное минеральное питание и т.д.

9. Назовите функции образовательной ткани в растении.




Элементы правильного ответа

1. Рост растения в длину (верхушечный рост корня и стебля).
2. Рост растения в толщину (камбий).
3. Вставочный рост побегов.
4. Регенерация ран, повреждений.

Ответьте самостоятельно

Назовите виды и функции покровной ткани растения.
Назовите виды и функции основной ткани.
Назовите виды и функции проводящей ткани.

10. Перечислите приспособления плодов к распространению ветром.





Элементы правильного ответа

1. Наличие крылышек.
2. Опушенность.
3. Легкость.

Ответьте самостоятельно

Перечислите приспособления плодов к распространению животными.
Перечислите приспособления плодов к распространению по воде.

11. Чем объясняется сладкий вкус проростков пшеницы?

Для правильного ответа на этот вопрос необходимо связать процессы расщепления запасного углевода крахмала и превращения его в глюкозу.




Элементы правильного ответа

1. В проростках происходит ферментативное расщепление крахмала до глюкозы.
2. Присутствие глюкозы объясняет сладкий вкус проростков пшеницы.

Ответьте самостоятельно

К чему приведет удаление семядолей у прорастающих семян фасоли?
Чем объясняется происходящее иногда разрушение и затопление морских судов, перевозящих в своих трюмах семена?

12. Почему оплодотворение у цветковых растений названо двойным? Назовите основные этапы процесса.

Правильный ответ на этот вопрос требует точного знания процесса оплодотворения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: