Элементы правильного ответа

1. Пищи должно быть больше, чем ее потребителей.
2. Биомасса предыдущих уровней не полностью перерабатывается последующими, например волк усваивает только часть съеденного им зайца.
3. Часть пищи расходуется на удовлетворение физиологических потребностей организма: дыхание, передвижение, размножение.

Ответьте самостоятельно

• Что отражает схема пищевой цепи (сети)?
• Почему пищевая цепь в наземных экосистемах обычно состоит не более чем из 4–5 звеньев?
• Что такое пирамида энергии?

4. Какова роль растений в круговороте веществ в биосфере?




Элементы правильного ответа

Основные круговороты, в которых участвуют растения, следующие.

1. Круговорот углерода: из атмосферы двуокись углерода поступает в организм растений, где участвует в фотосинтетических процессах. В процессе дыхания углерод вновь поступает в атмосферу в виде двуокиси углерода.

2. Круговорот азота: азот поступает в растения вместе с удобрениями и в результате действия азотфиксирующих бактерий, которые востанавливают азот воздуха до NH3, делая его доступным для растений. После гибели растений и животных азот, входящий в состав их тканей, вновь попадает в окружающую среду.

3. Круговорот воды: растения поглощают воду из почвы и испаряют ее в атмосферу. Кроме того, растения участвуют в фоторазложении воды (фотолиз). Кислород, образующийся при фотолизе, используется в процессах окисления, проходящих во многих случаях с образованием воды.

Ответьте самостоятельно

• Как может повлиять на круговорот углерода в биосфере снижение численности растений?

При ответе на этот вопрос нужно спрогнозировать все возможные последствия (не менее трех) события, указанного в условии.

• Каким образом растения усваивают азот?
• Какова роль растений в преобразовании биосферы?
• Как повлияет на биосферу уничтожение тропических дождевых лесов?
• Какую роль играют в биоценозе плесневые, шляпочные и паразитические грибы?

5. Приведите примеры ароморфозов (не менее трех) у растений и докажите, что это ароморфозы.



Элементы правильного ответа

1. Автотрофный тип питания – привел к синтезу органического вещества и выделению свободного кислорода.
2. Появление многоклеточности – привело к дифференциации клеток, тканей и органов, специализации их функций.
3. Появление семени привело к не зависимости процесса оплодотворения от воды, защищенности зародыша, эффективности распространения и созданию запаса питательных веществ, необходимых для развития зародыша.
4. Появление цветка обеспечило защиту генеративных органов растения, привлечение опылителей, широкое расселение цветковых растений по Земле.
5. Появление проводящих систем обеспечило выход на сушу, возможность роста растений в высоту.

Ответьте самостоятельно

• Назовите основные этапы эволюции растений.
• Назовите основные идиоадаптации растений, обеспечивающие им жизнь в засушливых (влажных, умеренных) условиях среды.

6. Назовите возможные способы получения энергии бактериями и кратко раскройте их биологический смысл.





Элементы правильного ответа

1. Фотоавтотрофы – фотосинтезирующие бактерии, содержащие в своих клетках хлорофилл
2. Хемотрофы – преобразуют энергию неорганических соединений.
3. Гетеротрофы – используют органические соединения мертвых или живых тел.

7. К каким последствиям может привести исчезновение грибов в биоценозе?


Элементы правильного ответа

1. Снизится интенсивность разложения органических остатков в почве и их минерализация.
2. Увеличится численность ослабленных растений, которая отчасти регулируется грибами-паразитами.
3. Нарушится поступление минеральных растворов к деревьям, живущим в симбиозе с грибами.
4. Изменятся пищевые сети, т.к. грибы являются их важным звеном.

Ответьте самостоятельно

• Что такое микориза и каков биологический смысл этого образования?
• Можно ли утверждать, что микориза – это образование, полезное только для растений?

8. Назовите возможные пути сохранения и повышения биологического разнообразия растений.




Элементы правильного ответа

1. Поддержание нормального газового состава атмосферы, чистоты наземных и подземных вод.
2. Предохранение почв от выветривания, эрозии, иссушения и загрязнения.
3. Регулирование методов биологической борьбы с вредителями.
4. Регулирование вырубки лесов, возобновление лесов.
5. Сохранение биологического разнообразия на-
секомых и других животных-опылителей.
6. Сохранение среды обитания растений.







Вопросы уровня С5

Решение биологических задач на применение знаний по цитологии, экологии, эволюции организмов в новой ситуации может оказаться достаточно сложным, поэтому внимательно отнеситесь к учебному материалу, на основе которого составлены эти задания.

1. Назовите несколько проблем, с которыми столкнулись растения при выходе на сушу, и способы их решения.

Ответ на этот вопрос требует разрешения противоречий, которые возникли у растений в связи с выходом на сушу. Для этого нужно найти факторы, с которыми сталкиваются растения при смене среды обитания и приспособления к этим факторам, которые могли бы разрешить противоречия.

Элементы правильного ответа

1. Проблема снабжения водой – появление ризоидов, корней и проводящих систем.
2. Проблема опоры – появление механических тканей.
3. Проблема размножения и расселения – уменьшение зависимости от воды, возникновение спор, семян и плодов.
4. Проблема освещенности и эффективности фотосинтеза – появление плоских и тонких листьев, листовой мозаики.
5. Проблема поглощения и выделения газов – возникновение устьиц позволило улучшить газообмен.

Могут быть названы и другие элементы, не содержащие биологических ошибок.

2. Чем объяснить, что спорофит папоротника – большое листостебельное растение, а гаметофит – маленький заросток?

Для ответа на вопрос нужно знать, как зависит от среды половое размножение папоротника.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: