Голос. Образование голоса

 

Голос –совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата, представляющего собой сложный комплекс органов и систем, все функции которого взаимосвязаны и регулируются корой головного мозга. К голосовому аппарату относят:

 

1. Гортань-генератор звуков

 

2. Глотку, полость носа, придаточные пазухи-резонаторы

 

3. Трахею, бронхи, лёгкие, диафрагму-энергетический аппарат

 

4. Ротовую полость, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо-артикуляционный аппарат

 

Голосообразование(фонация) происходит в результате тесного взаимодействия органов и систем с их биологическими обратными связями на основе слухового, вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в ЦНС об их состоянии и деятельности.

 

Когда человек спокойно дышит, голосовая щель открыта. В этом случае она имеет форму равнобедренного треугольника. Его вершина обращена вперёд- к щитовидному хрящу.

 

Когда человек говорит или поёт, голосовые связки смыкаются, что создаёт преграду струе воздуха из лёгких. На выдохе она должна раздвинуть голосовые связки и прорваться через голосовую щель. Это возможно осуществить только благодаря высокому подвязочному давлению воздуха.

 

Раскрытые голосовые связки в результате сокращения мышц, суживающих голосовую щель, возвращаются в исходное положение, а затем при продолжающемся давлении воздуха этот цикл (раскрытие-смыкание) повторяется многократно. Этот процесс осуществляется благодаря огромной упругости и эластичности голосовых связок. При голосообразовании (фонации) голосовые связки колеблются. Колебания голосовых связок создают колебательные движения частиц воздуха, которые, превращаясь в звуки, воспринимаются ухом человека.

 

Образование голоса происходит в гортани. Главной частью гортани являются голосовые связки - тонкие эластичные мышцы. Выходящий из легких воздух размыкает связки, давит на них, колеблет, проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. Так образуется голос. Возникающие в резонаторах (полостях) колебания содействуют появлению дополнительных звуков (обертонов), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску - тембр. К верхним резонаторам относятся носоглотка, рот, нос. Умелым направлением верхними резонаторами определяют качества голоса, которые необходимо развивать учителю: звонкость (металличность), собранность, свобода, полетность, устойчивость, подвижность, широта диапазона, выносливость, адаптивность, суггестивность.

Звонкость (металличность) -- это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь, он формируется у заднего мягкого нёба.

Собранность звука -- это концентрация звука у зуб, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.

Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой полости необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта.

Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т.е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность -- это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Здесь важен и волевой момент -- стремление как можно дальше направить звук.

Устойчивость голоса -- это его способность звучать ровно, не колебаться, не качаться.

Подвижность -- свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр.

Диапазон -- высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, вредких случаях -- две октавы. Но в быту человек говорит на трех -- четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

Выносливость -- высокая работоспособность, стойкость голоса. Работоспособность голоса обеспечивается мерами по гигиене голоса.

Адаптивность -- способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики).

Суггестивность -- способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: