Публикации поэмы «Василий Тёркин»)

Межпоселенческое муниципальное бюджетное учреждение культуры

Централизованная библиотечная система

Гагинского муниципального района

Какинская сельская библиотека-филиал

Литературная гостиная

 «Книга про бойца»

(посвященная 75-летию окончания

публикации поэмы «Василий Тёркин»)

                                                                                         Библиотекарь

Кукушкина Н.Е.

Цель:  воспитание патриотических чувств и пробуждение интереса к истории войны  

Задачи:

1. популяризировать творчество А. Т. Твардовского

2. вызвать интерес к судьбе поэта и гражданина, познакомить с основными вехами его жизненного и творческого пути

3. показать роль поэмы «Василий Тёркин» и её героя в годы войны

4. вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне

Оборудование:

портрет А. Т. Твардовского, выставка книг поэта и о поэте, иллюстрации В. Л. Гольдяева к поэме «Василий Тёркин», кроссворд, песни военных лет (звучат в записи по ходу сценария, создавая музыкальный фон вечера).

Реквизиты:

гармонь, шинель, котелок, пилотка, вещмешок и др.

Небольшая сцена оформлена в виде полянки (привал).

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

 

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной! Наша сегодняшняя встреча посвящена 75-летию со дня окончания поэмы «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского.

Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о тех днях, которые называл «началом всех начал», - о детстве. А было оно далеко не «золотым».

Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах, был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко.

И все-таки условия, в которых протекало детство будущего поэта, складывались так, что он мог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитывать стихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческого труда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью к жадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своим безудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще на пороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекс советского гражданина и русского поэта.

Вот что писал сам Твардовский:

Чтец 1: «Родился я в Смоленщине, - пишет он, - в 1910 году, 21 июня, на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку. Земля эта - десять с небольшим десятин, вся в мелких болотцах, «оборках», как их у нас называли, и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, - была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости.

И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему «имению», как он в шутку и не в шутку называл свой хутор... Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. Но ему, то и дело, приходилось обращаться к молотку.

...Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, с «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина произошло таким именно образом».

Чтец 2: В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.Военный путь Твардовского начался в 1939. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939-40 годы.

Ведущий: Поэма «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца» ) Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине".

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не " Вася Теркин ", а " Василий Теркин ". Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой, газеты с главами поэмы с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Чтец 3: Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. События развиваются очень долго. Василий Теркин – рядовой пехотинец из крестьян. В нем воплощаются лучшие солдатские и народные черты. Это солдат простой и доступный, умеет шутить, не падает духом и так похож на других солдат. Он смел, скромен и всегда поможет в трудный момент. Твардовский подчеркивает, что в каждой роте есть такой человек, который должен лишь смешить солдат шутками на фронте, чтобы поднять им боевой дух. Но поэт показывает героя не только как шутника, но и как находчивого и мужественного человека. Теркин – патриот, он защищает свою Родину без лишнего пафоса. Он опытный воин. В главе «Переправа» Василий прорывается на берег со своим взводом, а оттуда один на противоположный берег. Условия были невыносимы: ноябрь, холодная вода. Тело Теркина растирают спиртом, он очень замерз, но даже в этот момент чувство юмора его не покидает: солдат с хитрым видом спрашивает у врача о приеме спирта внутрь, чтобы не все тратить на кожу. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

Герои, которые также упоминаются в произведении, имеют дело с простодушным солдатом. В поэме описаны не только фронтовики, но и те, кто трудился в тылу ради победы: старики и женщины. Персонажи произведения не только воюют. Они радуются, любят, говорят друг с другом, мечтают о мире. Война, как и жизнь вообще, объединяет трагедию и юмор, страх и смелость, земное бытие и смерть. Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях, как например в главе «Переправа».

Ведущий: Сейчас вашему вниманию будет представлена инсценировка главы «Смерть и воин», которую подготовили ребята старших классов Какинской средней школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: