В2. Концепция глухоты

В биолого-медицинской концепции глухоты индивид рассматривается как отклонение от «нормы», которую воплощает слышащий человек, и, соответственно, видение проблемы фокусируется на вопросах «приведения глухого человека в норму», то есть на вопросах лечения ушных болезней, постановки произношения, обучения чтению с губ и пр. Нарушение слуха — биологическая патология (поэтому эту концепцию часто называют патологической); с медицинской точки зрения это — болезнь, требующая лечения. Последствия глухоты, прежде всего отсутствие или неразвитость устной речи, отрывают глухого человека от общества; только реабилитация медицинская, педагогическая, психологическая может вернуть его в социум, сделать возможным его активное участие в жизни общества. Глухие люди, не соответствующие «стандартам слышащих», рассматриваются как группа инвалидов, которым нужна помощь, забота, которые плохо владеют словесным языком, имеют эмоциональные проблемы и т.д. С этих позиций глухие разделяются на категории по степени потери слуха (в децибелах). Слышащие люди, рассматривающие глухоту как болезнь, поддающуюся лечению, фокусируются на аиудиологических аспектах и, следовательно, не могут понять, почему глухие такие – «другие». Как говорят глухие американцы: «Они (т.е. слышащие) не видят за аудиограммой человека». Большинство образовательных институтов придерживаются патологической перспективы рассмотрения глухих людей имеют цель: заставить глухих детей по возможности выглядеть и действовать как слышащие. При этом специалистами не принимается во внимание набор адаптивных стратегий, вырабатываемых
самими глухими, их опыт бытия в этом мире.

Подобный взгляд слышащих на глухих в конечном итоге подчеркивает только то, что глухие могут или не могут делать (то, что без труда делают слышащие). Эта «патологическая» модель глухоты имеет дело с дефектами глухих людей и их «примитивными жестами» (последние оцениваются или как «ручная форма» языка устной речи, или как набор ручной сигнализации, не имеющей определенного лингвистического статуса).

В ряде развитых стран уже с конца 1970-х гг. все более распространенным становится восприятие глухих как культурного и лингвистического меньшинства. «Растущий новый взгляд переносит внимание на возможности, культуру и развитый язык. Таким образом, медицинская модель постепенно сменяется социальной моделью как основой для рассмотрения и понимания глухих людей», — пишет американский специалист в области образования X. Корсон. При этом различия между глухими и слышащими рассматриваются как культурней различия, а не как отклонение от нормы слышащих.

Слышащим предлагается видеть в глухом не человека, который что-то «не может». Глухой — просто другой, «иностранец», если уж на то пошло. Глухота — это просто отличие глухих от слышащих людей. Другими словами, глухие люди — нормальны: «Системообразующий концепт социокультурной теории: глухота — особое состояние человека, а отнюдь не патология» (Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) // «Дефектология». 1999. №5. С. 52), как, к примеру, черный цвет кожи. Глухие с рождения или раннего детства не имеют медицинских проблем, обусловленных нарушенным слухом, и не нуждаются в специализированной системе (ре)абилитации. Глухие люди считаются нормальными людьми, которые ведут нормальную жизнь, имеют свой собственный язык, свою специфическую культуру и не требуют чрезмерной помощи, чтобы выжить.

Глухота как патология (биолого-медицинская концепция) Глухота как отличие (социо-культурная концепция)

Установка человека

Определение глухоты как патологического условия (дефект или препятствие), отличающего ненормальных глухих людей от нормальных слышащих людей Определение глухоты как разницы, характеристики, отличающей нормальных глухих людей от нормальных слышащих людей; признание, что глухие – лингвистическое и культурное меньшинство
Отрицание, принижение и маскировка очевидности глухоты Открытое признание глухоты
Поиск «средства» против глухоты; фокусирование на лечении «слухового» дефекта или «повреждения» Подчеркивание способностей глухих людей
Приоритетное внимание использованию слуховых аппаратов и других приборов, облегчающих аудиторское восприятие, или «фокусирование» на устной речи. Примеры: усилители, тактильные и компьютерные приборы речи, кьюд-системы Признание приоритета доступа к коммуникации глухих людей посредством использования визуальных приборов и служб. Примеры: телекоммуникационные приборы, приборы субтитрирования, световые сигнализаторы, переводчики жестового языка
Упор на речь и чтение с губ; игнорирование жестовых и других коммуникативных методов, которые считаются «помехами» Поощрение развития всех коммуникативных модификаций языка, включающих и устную речь
Продвижение использования модификаций коммуникации, базирующихся на использовании слуха, неприятие даже частично визуальных модификаций Максимальное использование зрения как позитивной, эффективной альтернативы слуховому каналу восприятия
Оценка жестового языка как помехи для словесного языка Оценка жестового языка как равного словесному
Признание устного языка естественным языком для всех людей, включая глухих Признание жестового языка наиболее естественного для людей, родившихся глухими
Главная цель обучения – овладение устной речью При обучении концентрация внимания на содержании предмета, нежели на методе коммуникации: расширение любых коммуникативных умений
Поддержка социализации глухих людей со слышащими; осуждение внутреннего взаимодействия и «эндогамных» браков Поддержка социализации как внутри сообщества глухих, так и внутри большого сообщества
Оценка «нормально слышащего человека» как наилучшей ролевой модели Признание «состоявшихся» глухих людей позитивной ролевой моделью для глухих детей
Оценка профессиональной работы с глухими как помощь глухому «преодолеть его препятствие» и «научиться жить в слышащем мире» Признание профессиональной работы с глухими в качестве деятельности по обеспечению доступа к тем же правам и привилегиям, которыми пользуются слышащие люди
Категорическое неприятие отдельной «культуры глухих» Уважение, признание ценности и поддержка языка и культуры глухих людей

Слуховой метод

Метод, раскрывающий подход к слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации, назван «Слуховым» методом.

Слуховой метод предложен Инной Васильевной Королевой, он эффективно применяется в нашей стране в последние 10-тилетия в реабилитации и абилитации кохлеарно имплантированных детей.

Суть слухового метода заключается в следующем. Главное его отличие от других методов – освоение ребенком речи на основе появившегося слуха спонтанным естественным путем, так, как это происходит у слышащих людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: