Классификации лиц с нарушением слуха

В настоящее время в мед.практике общепринятой считается международная классификация.

Первый вариант медицинской классификации: тональная классификация, критерием которой является степень потери слуха в децибелах. Два основных диагноза, выносимых после проведения тонального исследования (тональной аудиометрии) слуха – тугоухость и глухота.

Пациенты с тугоухостью (слабослыщащие) имеют разные коммуникативно – слуховые возможности в зависимости от степени потери слуха. Лица с первой степенью тугоухости (26 – 40дБ) слышат разборчиво разговорную речь на расстоянии до 3 -6 метров. Им доступно самостоятельное общение с другими людьми. Среди недостатков речи могут наблюдаться фонетически изолированные дефекты в произношении, в школьном возрасте смешение парных звонких –глухих фонем, чаще в группе свистящих (с-ц) и щипящих (ш-щ). в основном значительных трудностей, обусловленных именно нарушение слуховой функции, у них не наблюдается. Поэтому в дошкольном возрасте с первой ступенью тугоухости детям рекомендовано обучение в общеобразовательных классах при отсутствии дополнительных нарушений.

Вторая степень тухоухости (41 – 55 дБ) позволяет слышать разборчиво речь разговорной громкости на расстоянии от 1 до 3 метров. Слабослыщащие дети данной категории могут сами накапливать самостоятельно словарный запас, овладевают грамматикой и синтаксисом. Однако на более дальнем расстояние распознавание речи им недоступно. Поэтому этим детям аудиологи может рекомендовать слухопротезирование, как правило, небольшие внутриушные слуховые аппараты.

Третья степень тугаухости: слух от 56 до 70дБ. При этом состояние слуха человек слышит человек слышит без слухового аппарата только громкую речь у уха. Поэтому овладение речью без слухопротезирование у него затруднено. Ношение слухового аппарата приводит к положительным результатм в развитии слухового восприятия и формировании устной речи. Но их фонематический слух сильно страдает, что отражается и на качестве общения с окружением и на собственной произносительной стороне речи.

У лиц с четвертой степенью тугоухости пороги составляют: 71 – 90 дБ.
Крик у уха он слышит неразборчиво. Разборчивость речи со слуховым аппаратом становится разборчивой не у всех пациентов, особенно чье состояние слуха находится на границе с глухотой. Их самостоятельная коммуникация с окружающими слыщащими нарушены.

Речевое развитие слабослыщащих с 4 и 3 степенью тугоухости своеобразно. Частично они могут опираться на сохранный слух, в следствии чего их устная речь в минимальном объеме возникает и развивается спонтанно в раннем дошкольном возрасте. Из –за этого у детей формируются искажения, приближенные образы слов, что делает их речь малоразборчивой и непонятной окружающим. По этой причине они допускают замену фонем близких по звучанию.

Второй вариант медицинских классификаций: слуховой резерв глухих неоднороден и зависит от диапозона воспринимаемых частот. Критерием второго варианта является объем воспринимаемых частот.

К первой группе отнесены лица с минимальными остатками слуха, которые способны воспринимать на слух только самые низкие частоты от 128 – 256 Гц. Даже со слуховым аппаратом они не могут они не могут различать гласные, согласные звуки, слова. Коррекционная работа: тренировка воспринимать речь окружающих с использованием не слухозрительной, а зрительнослуховой опоры (чтение артикуляции)

Вторая группа: самые низкие частоты до 512 Гц. Различают звуки (о), (у) в словах со слуховыми аппаратами. Но они не различают остальные гласные, согласные звуки, слова.

Четвертая группа наиболее «благоприятная». Воспринимают широкий диапазон частот до 2048 Гц. Различают все гласные, знакомые слова (со слуховым аппаратом). Коррекционная работа ведется в полной мере.

3 вариант мед.классификации – нарушения слуха: двусторонняя глухота (тугоухость), односторонняя глухота (тугоухость), кондуктивная глухота (тугоухость), нейросенсорная глухота (тугоухость)

Кондуктивная глухота (тугоухость) обусловлена поражением звукопроводящего аппарата в наружном и среднем ухе. Чаще всего в наружном уже причиной расстройства является недоразвитие слухового прохода, различные повреждения барабанной перепонки: в среднем ухе – снижение подвижности слуховых косточек.

Нейросенсорная глухота (тугоухость) обусловлена поражением звуковоспринимающего аппарата: повреждение волосковых клеток в улитке, других структур улитки. Относят две группы расстройства: сенсоневральнач глухота (тугоухость) и слуховая нейропатия.

Слуховая нейропатия состоит в том, что резко нарушено восприятие (разборчивость) речи при сохранности наружних волосковых клеток улитки и слухового нерва. Нарушен механизм передеачи нервных сигналов между рецепторами улитки и слуховым нервом, либо синхронизация проведения нервного возбуждения волокнами слухового нерва.

Такая детальная классификация нужна для проведения лечебных или хирургических мероприятий, в том числе для отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию.

Кохлеарная имплантация проводится пациентам с нарушением слуха, связанными с повреждением или отстутсвием волосковой ткани слуховой улитки.

Вторая классификация – психолого – педагогическая.

Автор: Рахиль Марковна Боскис. Является основной для определения образовательной программой дошкольного и общего образования для лиц с нарушением слуха. В основе этой классификации лежит комплексный критерий:

1. Степень потери слуха по аудиологическим сведениям в соответствии с вышеописанной мед.кл.

2. Время потери слуха, что может характеризоваться как долингвальная,перелингвальная или постлингвальная потеря слуха.

3. Уровень развития самостоятельно возникшей речи)

На основе этого выделяют следующие группы:

1) Глухие ранооглохшие (долингвальные) дети – дети с врожденной глухотой или потерявшие слух до начала или в разгар сензитивного речевого периода. Дети самостоятельно не смогут освоить речевую систему родного языка.

2) Глухие позднооглохшие (постлингвальные) дети – это глухота настала после окончания сензитивного речевого периода, то есть после того как словесная речь уже была сформирована, а развитие мышления приближена по своему уровню к слышащим сверстникам. После кохлеарной имплантации дети быстро и эффективно проходят комплекс мероприятия по слухоречевой реабилитации.

3) Глухие перелингвальные дети имею речь, которая в силу возраста окончательно не оформлена в языковую сиситему, характеризующуюся недостаточным влдаением грамматикой, синтаксисом. Ограниченным словарным запасом. Мпосле потери слуха такие дети без слухопротезирования и специальных занятий со специалистами теряют речевые умения и навыки, компоненты речевого развития дальше не развиваются.

4) Слабослыщащие (тугоухие) дети – это дети с частичным нарушением слуха. Они могут утратить частично слух в разном возрасте: до начала или в разгар сенситивного речевого периода. Тугоухость может быть врожденной. Остатки слуха дают возможность спонтанно (самостоятельно) овладеть словесной речью хотя бы в минимальной степени.

5) Боскис по третьему показателю дети слабослыщащие и глухие могут быть условно отнесены к трем классам:

- 1 класс: дети с речевым развитием, приближенным к норме, с возможными неглубокими нарушениями фонетического и грамматического оформления

- 2 класс: дети с грубым речевым недоразвитием по всем компонентам речевого развития

3 класс: безречевые дети, общение через жесты.

3 классификация – динамическая классификация после кохлеарной имплантации.

Рекомендуют использоать с предоперационный период и закончивая итоговыми рекомендациями по смене образовательного маршрута для детей.

Суть кклассификации:

1) В ходе реабилитации после кохлеарной импалнтации происходит изменение статуса ребенка по двум показателям: умение пользоваться «новым»слухом и умение говорить.

2) Меняется содержание и задачи коррекционнной работы,суть общего вкалада сурдопедагога и комплексную реабилитацию ребенка с кохлеарной имплантацией на разных ее этапах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: