Анкета для родителей «Шкала слуховой интеграции»

Цель анкеты: оценить адаптацию ребёнка к кохлеарному импланту и эффективность его использования. Она оценивает также навыки слухового и слухоречевого восприятия ребенка и динамику развития его способности узнавать различные звуковые сигналы.

Описание: родителей просят ответить на вопросы о потребности ребенка носить КИ, способности реагировать и узнавать различные окружающие его звуки и речь людей. Для этого используется метод собеседования. Обследующий задаёт вопросы родителям и оценивает их.

Различные вопросы анкеты оценивают разные слуховые навыки ребенка.

1. Вопросы 1-2 оценивают потребность ребёнка носить КИ. Если ребенок просит надеть КИ и замечает, что сели батарейки — это наша первая Победа. Ребенок понял, что КИ ему нужен!

2. Вопросы 3-6 оценивают появление спонтанных реакций ребёнка на звуки, Если на эти вопросы мы отвечаем «часто и всегда», то это значит, что малыш научился выделять отдельные звуки в потоке других звуков. Это важнейший лап в развитии слухового восприятия малыша!

3. Вопросы 7-10 оценивают умение малыша узнавать звуки. Если на эти вопросы мы отвечаем «часто и всегда», то это значит, что малыш научился не только выделять отдельные звуки в потоке других звуков, но и запомнил их, связал с конкретными предметами и действиями. У него заработала слуховая память! Очередная победа!

Анкета для родителей «Шкала слуховой интеграции» (ШСИ)7

ФИ ребенка_______________ Возраст______ Дата рождения__________

Дата 1-ой настройки речевого процессора КИ________ правое/левое ухо

Длительность использования КИ (мес.)____________ Дата________

Пожалуйста, обведите кружком, соответствующую цифру:

0 = никогда 1 = редко (<50%) 2 = иногда (>50%) 3 = часто (>75%) 4 = всегда

1а. Носит ли ребёнок КИ постоянно (когда не спит) БЕЗ сопротивления? _ _ _ 0 1 2 3 4

1б. Просит ли ребенок одеть ему КИ или одевает его сам без напоминания? _ _ _ 0 1 2 3 4

1в. Влияет ли ношение КИ на использование ребёнком голоса? _ _ _ 0 1 2 3 4

 

2а. Регулярно ли ребенок сообщает, что что-то не так или огорчается, если КИ не работает по какой-либо причине? _ _ _ 0 1 2 3 4

26. Произносит ли ребёнок слоги или последовательности слогов, которые воспринимаются как «речь»? _ _ _ 0 1 2 3 4

гулярно ли ребенок реагирует на своё имя в тишине, когда его зовут, и он не видит этого (без зрительной подсказки)? _ _ _ 0 1 2 3 4

4. Регулярно ли ребенок реагирует на своё имя, произнесенное в шуме, когда его зовут, и он не видит этого (только на слух, без зрительной подскажи)? _ _ _ 0 1 2 3 4

5. Регулярно ли ребёнок реагирует на окружающие звуки в доме (звонок в дверь, телефон) без специального побуждения и подсказок? _ _ _ 0 1 2 3 4

6. Реагирует ли ребёнок сам на звуки в новой обстановке (в магазине, на прогулке, в гостях), спрашивая "Что это?" или вопросительно смотрит на Вас. _ _ _ 0 1 2 3 4

7. Считаете ли Вы, что ребёнок может узнавать звуки, которые являются частью привычной жизни дома, например звонок в дверь, телефон? _ _ _ 0 1 2 3 4

8. Различает ли ребёнок двух говорящих по голосам (маму и папу)? _ _ _ 0 1 2 3 4

9. Различает ли ребенок речевые и неречевые звуки на слух? Например, кто-то говорит за его спиной, а ребенок при этом спрашивает: "Что?" _ _ _ 0 1 2 3 4

10. Узнает ли ребёнок Ваше эмоциональное состояние только по голосу (гнев, возбуждение, тревогу), не видя Вас? _ _ _ 0 1 2 3 4

Общая оценка: 0 - ____ 1 - ____ 2 - _____ 3 -____ 4 - ____

Анализ ответов

Оценочная шкала (0-4): 0 = никогда; 1 = редко; 2 = иногда; 3 = часто; 4 = всегда.

Общие результаты:

1.Базовый показатель (оценивает потребность ребёнка носить КИ):

Вопросы 1-2: =_____

2.Показатель спонтанных реакций на звуки (оценивает спонтанные реакции ребёнка на звуки):

 

Вопросы 3-6: =______

3.Показатель узнавания окружающих звуков (оценивает умение узнавать звуки):

Вопросы 7-10: =______.

Общая оценка: _____

5.3. Анкета для родителей «Шкала использования устной речи»

Цель анкеты: оценить использование ребёнком устной речи. Она учитывает его способность контролировать различные характеристики голоса, способность произносить речеподобные звуки и выявить стратегии (тип и особенности) общения.

Описание: родителей просят ответить на вопросы о способности ребёнка контролировать разные характеристики своего голоса, способе общения и использовании ребёнком устной речи. Для этого используется метод собеседования. Обследующий задает вопросы родителям и оценивает их.. В этой анкете у ребенка оценивается несколько навыков, связанных с развитием голосовых реакций и использованием их для общения с окружающими.

1. Вопросы 1-3 оценивают развитие у малыша умения контролировать свой голос. Появление ответов «часто, всегда» на эти вопросы означает: «Он себя слышит!», и он понял, что его слышат другие!

2. Вопросы 4-8 оценивают появление и развитие у ребенка произносить и использовать для общения речевые звуки. Появление ответов «часто, всегда» на эти вопросы означает: «Он понял, что когда он говорит, его могут понять!»

3. Вопросы 9-10 оценивают стратегию общения ребенка с окружающими. Появление ответов «часто, всегда» на эти вопросы означает, что голос и речь стали для него основным средством общение с окружающими, даже если его еще трудно понять

Анкета для родителей «Шкала использования устной речи» (ШИУР)8

ФИ ребенка_______________ Возраст______ Дата рождения__________

Дата 1-ой настройки речевого процессора КИ________ правое/левое ухо

Длительность использования КИ (мес.)____________ Дата________

Пожалуйста, обведите кружком, соответствующую цифру:

0 = никогда 1 = редко (<50%) 2 = иногда (>50%) 3 = часто (>75%) 4 = всегда

 

1. Использование ребёнком голоса для привлечения к себе внимания других людей. _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Расскажите о том, как ребёнок привлекает Ваше внимание к себе дома.Еслиребенку необходимо привлечь Ваше внимание, когда Вы находитесь в другой части комнаты, какова вероятность того, что он/она будет использовать:

а) жесты/топанье ногами /взмахи рук, б) жесты +голос, в) только голос

При оценке учитывается только вероятность того, что ребёнок привлекает внимание исключительно с помощью голоса.

2. Использование голоса (устной речи) в процессе общения. _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Расскажите, как Ваш ребёнок общается дома. Как часто ребёнок в процессе общения дома использует голос (устную речь): использует устную речь и жесты или только устную речь?

3. Изменение речевых реакций в зависимости от ситуации и сообщения. _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Меняется ли голос ребёнка (интонация, высота), когда он возбуждён? Еслиребёнок рассказывает о событии, которое произошло с ним в течение дня, меняются ли его голосовые (речевые) реакции по громкости и/или по длительности?

4. Старается ли ребёнок сам использовать для общения с родителями (братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой) только речь, если тема разговора известна или близка им? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если ребёнок рассказывает членам семьи о событии, в котором они участвовали (например, Новый год, день рождения), как много места в его сообщении будет занимать речь?

- Рассказать о том, как ребёнок "читает" любимую книгу или рассказывает о чем-то, что произошло в его семье.

- Попросите привести примеры использования ребёнком жестов. Частое их использование снижает оценку.

 

5. Старается ли ребёнок сам использовать для общения с родителями (братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой) только речь, если тема разговора им неизвестна? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если Ваш ребёнок рассказывает членам своей семьи о событии, о котором они ничего не знают (например, на детской площадке, в гостях), как активно при этом он будет использовать речь?

- Попросите привести примеры использования ребёнком жестов. Частое их использование снижает оценку.

6. Старается ли ребёнок сам использовать речь при общении со слышащими людьми? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Что делает Ваш ребёнок, когда слышащие люди разговаривают с ним. Скажет ли Ваш ребёнок сам "Привет!" человеку, заговорившему с ним, или говорит "Спасибо" слышащему человеку без напоминания сделать это?

- Говорит ли ребёнок сам "Пока-пока" без напоминания, когда машет рукой на прощание.

- Попросите рассказать о ситуации, когда ребёнок разговаривает с малознакомым человеком в присутствии родителей. Надо исключить влияние умения вступать в контакт с незнакомым человеком. Примером таких ситуаций могут быть ситуации, когда ребёнок отвечает соседям и друзьям родителей на улице, когда слышащие люди приходят к Вам в дом, или когда ребёнок разговаривает с Дедом Морозом.

7. Старается ли ребёнок сам использовать речь для общения с незнакомыми людьми, чтобы получить то, что он хочет? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Расскажите о ситуациях вне дома, в которых ребёнку нужно общаться с другими. Как часто Ваш ребёнок сам использует голос/речь, когда играет на площадке с другими детьми, соседями, в гостях (без вмешательства родителей)?

- Использует ли Ваш ребёнок голос/речь, когда просит что-нибудь вкусное у ваших друзей, когда Вы у них в гостях? Или когда на детской площадке ребёнок хочет поиграть с игрушкой другого ребёнка? Здесь главное оценить, старается ли ребёнок использовать голос (речь) сам и без напоминания.

8. Понимают ли речь ребёнка люди, которые с ним незнакомы? _ _ _ 0 1 2 3 4

 

Вопросы к родителям:

- Если Ваш ребёнок играет на детской площадке, насколько хорошо незнакомый с ним человек поймёт одно- или двухсловные предложения, которые может сказать малыш. Например: "Мой мяч" или "Хочу качаться".

9. Старается ли ребёнок сам ещё раз объясниться с помощью устной речи, если его не поняли люди, которые хорошо его знают? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если Ваш ребёнок разговаривает с Вами, и Вы не понимаете его, что он старается сделать, чтобы быть понятым. Какова вероятность использования ребенком для этого:

а) только знаков или жестов

б) ребёнок использует знаки/жесты и старается объясниться с помощью устной речи

в) ребёнок старается объясниться только с помощью устной речи

- Если попытка произнести была неудачной, пытается сказать это ещё раз или сразу же переходит к другим способам общения (жестам)?

- Например, если ребёнок повторяет слово, и его всё равно не поняли, будет ли ребёнок повторять слова или говорить их громче? Оцените настойчивость ребёнка в стремлении использовать устную речь для понимания.

10. Старается ли ребёнок сам еще раз объясниться с помощью устной речи, если его не поняли люди, которые его не знают? _ _ _ 0 1 2 3 4

Вопросы к родителям:

- Если Ваш ребёнок разговаривает с незнакомым человеком, и тот не понимает его, что ребёнок старается сделать, чтобы быть понятым. Какова вероятность использования ребёнком для этого:

а) только знаков или жестовб) ребёнок использует знаки/жесты и старается объясниться с помощью устной речи

в) ребёнок старается объясниться только с использованием устной речи

 Спросите родителей, как ребёнок обычно пытается объясниться с использованием устной речи, когда его не понимают (использует другие слова, объясняет слово, называет слово громче, медленнее и др.). Если попытка произнесения была неудачной, пытается сказать это еще раз или сразу переходит к другим способам общения (жесты)? Оцените настойчивость ребенка в стремлении использовать устную речь для понимания.

 

Общее количество баллов:____ / 40

Оценочная шкала (0-4): 0 = никогда; 1 = редко; 2 = иногда; 3 = часто; 4 = всегда. Результаты:

Контроль голоса: Вопросы 1-3: =________

Речевые звуки: Вопросы 4-8: =________

Стратегия общения: Вопросы 9-10: =________

Общая оценка: =________

5.4. Подведем итоги

Использование анкетирования родителей для оценки развития слухового и речевого поведения ребенка с КИ играет важную роль. Во-первых, данные анкет предоставляют педагогу, аудиологу, а также родителям малыша важную информацию о развитии ребенка. Они помогают понять, правильно ли идет процесс абилитации или требуются какие-то изменения в программе развития и обучения малыша. Обучение родителей постоянному наблюдению за слуховыми и речевыми реакциями ребенка, тем самым формирует у них понимание того, как они могут развивать слух и речь в домашних условиях, умение контролировать его успехи, стремиться к конкретным целям. Нередко родители начинают осознавать, как много уже слышит их малыш, только после заполнения анкеты! Поэтому очень полезно, когда педагог и родители вместе обсуждают результаты заполнения анкеты.

16Карта сурдопедагогического обследования школьника с нарушенным слухом: содержание, назначение, использование. .

 

С интернета

Карта сурдопедагогического обследования
Дата_____Фамилия, имя _____Год рождения____Диагноз____Время КИ___
Речевое развитие.
1. Состояние артикуляторного аппарата.
Правильность прикуса___Строение неба____Расположение и строение зубов_____ Подъязычная уздечка________ Подвижность губ___Подвижность языка___
2.Состояние общей и мелкой моторики. __
Дизартрия_________
1.Речевое дыхание. № Характеристика речевого дыхания.
Дата
1. Длительность выдоха (укороч, сильно укороч.)
2. Направленность выдыхаемой струи (направ л/ротовая/носовая/смешан)
3. Количество слогов на одном выдохе
4. Произносит предложение на одном выдохе из...слов
5. Делит фразу на синтагмы
2. Качество голоса. № Характеристика голоса
Дата 1. Сила (нет вокализации/тихий/громкий/ затухающий/ нормальной громкости)
2. Глухой/звонкий
3. Монотонный/слабомодулированный/ модулированный
4. Высокий/нормальный/низкий
5. Выраженность носового оттенка
(отсутствует/слабо/средне/ сильно выражен)
3. Качество звукопроизношения.
дата а о У и э ы п т к ф с ш X ц ч щ в л м н р б д г 3 ж е ё ю
4. Характеристика произношения слов.
№ Слова произносит

Дата Слитно без призвуков 2. Слитно с призвуками 3. По частям 4. По слогам 5. По звукам 6. Внятно/ не внятно 7. Ударение (соблюд./не соблюд.) 8. Правила орфоэтии (соблюд./не соблюд.)
5. Качество речи.
№ Дата 1. Ритм (природный/скандированный) 2. Интонация (природная/монотонная) 3. Напряженность (нормальная/сильная/расслабленная) 4. Темп (нормальный/ускоренный/замедленный) 5. Логическое ударение (собл./не собл.)
6. Особенности коммуникации.
№ Дата 1.
Способ общения Устная речь: Дактильная Жестовая письменная
Восприятие речи: Слухо-зрительное На слух Дактильное Жестовое Чтение с лица Чтение
3. Наличие мотивации к общению
(высокая, средняя, низкая)
7. Оценка общего состояния речи
Дата Примечание:__Протокол проверки усвоения произносительных навыков
Дата____ Фамилия, имя ______Год рождения_______Диагноз___ Время КИ___слово
Воспроизведение ребенком самостоятельно сопряженно отраженно самостоятельно
Примерный речевой материал для проверки произношения
Звуки: а - лопата, мама; па - пе, а; о - молоко, платок, ложка; по, пу - по, па - по - пу, о; у - утка, туфли, стул; пу, пу - по, па - по - пу, у;

 

17. Образовательные маршруты для детей с нарушенным слухом.

 Б.Д. Корсунская стала автором системы, в которой формирование личности ребенка определяло методику его обучения в целом и обучения речи в частности. Главные принципы системы: – обучение речи в контексте формирования личности ребенка; – обучение языку и отбор речевого материала в связи с практической деятельностью ребенка; – формирование словесной речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками; – раннее обучение чтению с целью приобщения не слышащего ребенка к словесной речи; – письменная речь – вспомогательное средство, помогающее освоить лексику, грамматику; – «дактилология – могучее вспомогательное средство для овладения речью, используемое на ранней стадии обучения» (по словам автора системы); – работа над произношением и развитием слухового восприятия – неотъемлемая часть обучения дошкольников;

– практика работы с детьми должна неразрывно переплетаться с обучением родителей не слышащих дошкольников методике развития личности последних. Данные принципы легли в основание первой государственной программы обучения и воспитания не слышащих дошкольников,

Необходимо устроить образовательный процесс по изучению и овладению словесным языком так, чтобы приблизить процесс специального обучения языку к естественному ходу овладения речи ребенком. Роль взрослого заключается в том, чтобы постоянно побуждать ребенка с нарушенным слухом произносить слово или фразу, находить нужную табличку или дактилировать слово (с опорой на табличку, по подражанию педагогу или самостоятельно).

 

 

18. Постановка гласных звуков








































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: