Предприниматель - человек, который владеет и управляет собственным делом в надежде получить прибыль или основывает новое дело при помощи собственных или полученных в долг (кредит) средств. Предприниматель изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Для предпринимателя как руководителя характерны стремление изменить динамику развития деятельности, активный поиск новых направлений деятельности и возможностей расширения номенклатуры продукции. Предприниматель отвечает за качество своих идей своим капиталом. Основным мотивом его деятельности является стремление к получению прибыли. Для реализации этого стремления ему приходится искать новые пути для решения старых задач.
Основные черты типов предпринимательской деятельности. Партнерский тип предпринимательства — это товарищество, принадлежащее нескольким собственникам. Товарищество (партнерство) - объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении. Для товарищества характерны: фиксированный состав участников; долевое участие в предприятии; личная неимущественная ответственность участников.
Корпорация - основанное на долевом участии в капитале хозяйственное общество, объединение лиц и капиталов для производства товаров и услуг. Существуют разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным из них является акционерное общество, выпускающее ценные бумаги: акции и облигации. Держатели акций общества являются совладельцами и имеют право на участие в управлении им, а держатели облигаций, получающие фиксированный доход, выступают в роли кредиторов и не принимают участия в управлении. Главная отличительная особенность акционерного общества состоит в свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Юридически корпорация принадлежит акционерам, но они редко заняты в управлении ею. Чаще всего их управленческое воздействие ограничивается выборами руководящих органов корпорации и участием в выработке стратегии хозяйственной деятельности. Потенциально держатели акций могут оказывать влияние на работу корпорации путем смены руководства. Реальная власть сосредоточена в руках управляющих, повседневно осуществляющих руководство корпорацией.
Человек, желающий стать акционером какой-либо компании, должен предварительно собрать максимум доступной ему информации о деятельности данной компании, чтобы принять взвешенное решение. Затем он приобретает акции компании, становится акционером и получает право участия в общем собрании акционеров, которое проводится как правило для выборов Совета директоров компании и получения отчета от управляющих компанией лиц о ее хозяйственной деятельности. По итогам общего собрания акционеров, которое собирается обычно раз в году, принимается решение о выплате или невыплате дивидендов за отчетный хозяйственный год.
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем являются домашнее хозяйство, фирма, организация и государство.
Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это поведение, предполагающее анализ и сопоставление результатов действий с затратами.
Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
| Доход потребителя | |
| номинальный | реальный |
| источники: заработная плата; социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии); доход от предпринимательской деятельности; доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам) | определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги |
| Потребительские расходы делятся на: | |
| обязательные | произвольные |
| минимально необходимые расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг | покупка книг, картин, машины; осуществляются, если обязательные расходы не превышают доходы потребителя |
Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, тем больше удельный вес сбережений.
Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Качество жизни — включает в себя помимо уровня жизни условия безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Накопление — процесс откладывания части дохода, прибыли на будущие нужды, превращение части прибыли в капитал, увеличение запасов материалов, имущества, наращивание капитала, основных средств государством, предприятиями, предпринимателями, домашними хозяйствами.
Обмен - широко распространенная экономическая операция, одна из стадий воспроизводственного цикла, состоящая в том, что одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги либо другую вещь.
Потребительский спрос — объем продаж или доля рынка, которую занимает товар в магазинах, где он распространяется; потребительский спрос измеряет конкурентоспособность товара на основе уровня его распространения. Иными словами, это то количество товаров, которое готовы приобрести потребители. Оно зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров или услуг по данной цене в данный период времени. Если у потребителей сократятся индивидуальные доходы, то они смогут приобрести меньшее количество товаров и услуг.
Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками.






