1) Ленины шалости рассердили родителей.
2) Лена строила разнообразные планы на воскресенье и никак не могла решить, чему отдать предпочтение.
3) Ленины родители собирались уйти, и ей пришлось остаться одной дома.
4) Лена представляла войну как игру, и она не могла понять, почему это известие расстроило родителей.
5) Как только Лена проснулась, родители сразу же обратили на неё внимание.
Ответ: ______________________________
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.
2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.
3) Ныряю с головой под одеяло.
4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
Ответ: ______________________________
|
|
Задание 8. Лексический анализ.
Найдите в тексте антоним к слову ПОДЕВАЛСЯ (предложение 21). Напишите этот антоним.
Ответ: ___________________________
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Сергеевича Пушкина: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.С.Пушкина.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «От мальчишек из нашего двора я знаю, что война — самая интересная на свете игра… Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя?». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|
|
9.3
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Тест №28
Занятие 28
Часть 1. Орфографический анализ.
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) родилось 2) стреляли 3) потерять 4) наклонилась
Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) наклонялся 2) сгорел 3) вечером 4) умирание
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) обязательно 2) замер 3) потерялись 4) бежали
Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) трамвай 2) тротуар 3) солистка 4) квартира
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) наклонить 2) помириться 3) рядовой 4) держать
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) визжит 2) спасать 3) выбирается 4) передаются
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) домашняя 2) крикливая 3) пролистать 4) прикоснуться
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подбирать 2) передавать 3) выстригать 4) сбивать
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) петляя 2) провалиться 3) пробирает 4) выдержали
Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) гастроли 2) задала 3) катались 4) закричали
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) заплатил 2) потирая 3) делить 4) удивлённо
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) собирайся 2) листавшего 3) непримиримый 4) отделился
В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) придумывая (предложение 12) 2) прибегал (предложение 13)
3) вскарабкался (предложение 4) 4) поворачивая (предложение 16)
В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) развалины 2) сжигали 3) беспамятство 4) взрывы
В каком слове написание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) открытка 2) предложить 3) оглядываться 4) пришёл
В каком слове значение приставки определяется её значением – «приближение»?
1) переживал 2) подсказывал 3) перемена 4) приходит
В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С»?
1) вспоминать 2) спрашивать 3) сделал 4) срывался
В каком слове написание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?
1) прикрывали 2) перепуганного 3) принёс 4) проваляется
В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?
1) принёс 2) приблизившись 3) приостановился 4) приготовленный
Часть 2. Задание "Синтаксический анализ сложного предложения"
В задании требуется опознать сложное предложение указанного в формулировке типа.
Формулировка задания: Среди указанных предложений найдите сложное предложение с однородным (параллельным, последовательным) подчинением придаточных.
Повторим теорию.
Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последовательное, однородное, параллельное.
1. При однородном соподчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:
|
|
Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, (что?) где их обманывают, (что?) где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю.
! Имейте в виду, что второй союз при однородном соподчинении может быть опущен:
Он заглянул в окно тётиной комнаты, (почему?) потому что там горел свет и (почему?) слышались голоса.
2. При параллельном соподчинении придаточные предложения, имеющие разное значение и отвечающие на разные вопросы, относятся к одному главному:
А (когда?) когда кончится война, (при каком условии?) если останемся живы, придумаем что-нибудь.
3. При последовательном соподчинении первое придаточное предложение подчиняется главному, второе придаточное зависит от первого, третье – от второго и т.д.:
Больше всего мне хотелось, (чего?) чтобы мама узнала, (что?) как о папе волнуются совершенно посторонние люди.
Помните! При выполнении данного задания вас должны интересовать СПП с двумя и более придаточными частями.
Задание. Однородное подчинение придаточных предложений
[ ], (как …), (как …).
1. Среди предложений 15–20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров. (16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...
2. Среди предложений 10−16 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.
|
|
– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.
– (14)Прямо с тобой душа отошла, — говорила Поликарповна, — а то уж в людей вера пропадать стала.
– (15)Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.
3. Среди предложений 35—40 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.
– (36)Это ракета, — сообщает Серёжка внушительно. — (37)В лесу запустим.
(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. (39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.
4. Среди предложений 1−7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7)Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
5. Среди предложений 24 – 32 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
— (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов. (27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому. (28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
— (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
— (31)Чего смотреть, на болонок похожи, — убитым тоном сказал внук.
— (32)Нет, болонка — собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
6. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
(1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести. (4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала.
7. Среди предложений 7—12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
(7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то. (9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.
Задание. Неоднородное (параллельное) подчинение придаточных предложений
(Когда …), [ ], (что …).
1. Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
2. Среди предложений 12–17 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте. (14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания. (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.
3. Среди предложений 17—22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком — кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю. (19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом — кораблики среди моря, на третьем — сказочные города, на четвёртом — цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего — получалось красиво и интересно.
4. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара.
[ …, (кто …), …, (что …), … ]. [ ], (кто …), (что …).
5. Среди предложений 12–16 найдите СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся — мы возвращаемся живые...
6. Среди предложений 15—19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей... (17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. (18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
Задание. Последовательное подчинение придаточных
[ ], (что …), (которые …).
1. Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.
– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.
2. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.
(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик — ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» — сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака. (4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.
3. Среди предложений 40−46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит — потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
4. Среди предложений 11—15 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.
(11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. (12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик. (14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул.
5. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.
(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. (3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду! (6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.