Монументальная живопись

Кроме станковой, существует еще и монументальная живопись. Монументальными называются произведения живописи, связанные с архитектурой. Это картины, помещенные на внешних или внутренних стенах зданий. Они подчеркивают назначение здания, его национальное своеобразие, украшают и выделяют его среди других строений.

Монументальная живопись различается по технике исполнения. Наиболее распространенными являются роспись, фреска, мозаика, панно, сграффито, витраж.

Роспись — это произведение, выполненное непосредственно на стене, для которой оно предназначено, или на специальном холсте, который потом наклеивается на стену. Роспись, сделанная прямо на стене по сырой штукатурке, называется фреской. Фресками расписал потолки и стены Сикстинской капеллы в Риме знаменитый художник эпохи Возрождения Микеланджело. Славятся своей красотой новгородские и владимирские фрески, фрески Московского Кремля, созданные известными мастерами Андреем Рублевым и Феофаном Греком.

Мозаика — это картина, выполненная из кусочков цветных камней, эмалей, стекол и других твердых материалов. Мозаиками оформлены многие станции московского метро: «Площадь Маяковского» (художник А. А. Дейнека), «Комсомольская кольцевая» (художник П. Д. Корин), «Белорусская кольцевая», «Киевская кольцевая» и др.

Панно — живописное произведение, вделанное в стену здания. В отличие от монументальной росписи панно исполняется обычно на холсте живописной техникой и вне предназначенного для него места.

Витраж — картина из цветного стекла. Сграффито — картина нарисованная (процарапанная специальным инструментом) на стене.

Монументальные произведения широко используются в современном градостроительстве. Мозаики, панно, фрески, росписи, сграффито украшают общественные здания во многих городах страны. Они преобразуют среду, придавая ей эмоциональный характер и идейно-тематическую конкретность.

Каковы же особенности монументальной живописи? Монументальное произведение удалено от зрителей, его нельзя рассматривать как станковую картину. Поэтому здесь неуместны детали и мелкие подробности, цвет дается локально и часто условно, изображение ясное и четкое.

Здание и изображение на нем создаются на века, для многих поколений людей — значит, и рассказать оно должно людям что-то важное и для своего времени, и для последующих эпох. Поэтому образ в монументальной живописи более обобщенный, чем в станковой.

В наши дни задача монументального искусства изменилась. Она состоит теперь не в художественном оформлении отдельных архитектурных сооружений, а в формировании всей окружающей среды. При таком комплексном решении важны не только все виды монументальной, монументально-декоративной живописи и скульптуры, но и все виды изобразительного искусства. Так, в создании художественного образа Зеленограда, нового города близ Москвы, скульптура и скульптурная графика объединяют или разделяют пространство, а декоративные, мозаичные или витражные стенки членят площади и создают внутри города отдельные зоны. Башенные часы — куранты Зеленограда — объемная металлическая конструкция с изображением Земли, Луны, лучей, а также знаков Зодиака, расположенных в виде рельефа на круге ниже колокола часов, сочетаясь с образным решением самих часов, создают сложный, торжественный и символический образ космоса.

Синтез архитектуры с различными видами монументального искусства, учет национального своеобразия и рельефа местности способствовали созданию художественного образа таких городов, как Навои, Тольятти и др. А также многих исторически сложившихся городов: Ашхабада, Алма-Аты, Ульяновска, Киева, Баку, Тбилиси, Еревана, Вильнюса, Ташкента и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: