Особенности искусства графики

Несмотря на ограниченность и скупость своих средств, графика передает сложное жизненное содержание. Она может охватить более широкий круг явлений, чем живопись, а возможность создания серий — нескольких произведений, связанных общей темой, позволяет преодолеть временную ограниченность изобразительного искусства. Вместе с тем условность графического искусства позволяет сконцентрировать внимание зрителя на одной какой-нибудь мысли или стороне явления. Рисунок, составляющий основу графики, без преувеличения, вездесущ. Графика непосредственнее и оперативнее других изобразительных искусств откликается на события и факты жизни. Поэтому графическое изображение очень активно и целеустремленно отражает жизнь.

Художники-графики создают свои произведения не только в условиях мастерской. В дни Великой Отечественной войны советские художники на фронте делали рисунки-репортажи. Датчанин X. Бидструп в подполье, во время оккупации, рисовал карикатуры на фашистов. Французский художник Б. Таслицкий в тюрьме, а потом в концлагере Бухенвальде создал серию карандашных рисунков узников лагеря, которые на процессах военных преступников фигурировали как обвинительный документ против фашизма.

Важная особенность графики — ее способность чутко выражать душевное состояние художника, его сокровенные мысли. Простая линия карандаша может передать самые разные оттенки человеческих чувств.

В распоряжении художника-графика — лист бумаги и один, как правило, черный, цвет. Для передачи многообразия мира он использует разнообразие линий и все градации черного и белого цветов. Главные выразительные средства графики — линия, пятно, тон.

Разнообразие линий позволяет передать не только внешние очертания, но и самую суть изображаемого. Характер линии, т. е. ее плавность или угловатость, мягкость или тонкость, используется художником для воспроизведения очертания предметов, фактуры, характера человека.

В рисунке Н. Купреянова «Железнодорожные пути» плавная и льющаяся линия передает сложные изгибы рельсов, мягкая, широкая — пар, идущий от паровоза, строгая и четкая — очерчивает путевые столбы и контуры вагонов. Все это делает рисунок динамичным.

Другое выразительное средство графики — пятно. Это ровно окрашенная, обычно черная, плоскость различного размера и формы, которая служит средством передачи плотности и материальности предмета. Пятна, разные по форме, размеру, толщине и тону, позволяют художнику воспроизвести событие и выразить авторское отношение к изображаемому. Примером такого рисунка могут служить работы Б. И. Пророкова из серии «Это не должно повториться». Здесь нет конкретных сцен и событий. Изображение предельно лаконично. Крупным планом показаны одно-два лица. Лицо девочки-японки в бинтах («Хиросима»), женщины с винтовкой за плечом, кормящей грудью ребенка («Мать»), изможденные лица («Голод»). Строгий, даже скупой рисунок, слепящие контрасты пятен, белого и черного,— основные средства, которыми художник выражает боль, гнев, ненависть, протест, надежду.

Часто художники используют выразительные возможности линии и пятна одновременно.

Перед нами — портрет прелестной девушки. Разметавшиеся волосы покрывают плечи, лукавый, как бы вскользь брошенный взгляд, короткий с высоко очерченными ноздрями нос, прикушены зубами вишенки. Это Ласочка — героиня романа Р. Роллана «Кола Брюньон», работа известного советского художника Е. А. Кибрика.

Плавные, мягкие, летящие линии создают волосы и очерчивают контур лица. Четкие и упругие — линию губ, веточку с вишнями. Мягкие короткие штрихи — удлиненный разрез глаз с чуть-чуть приподнятым нижним веком. Черным пятном нарисованы ноздри, губы, блестящие вишни, тень, лежащая между плечом и шеей, часть волос, переходящая в фон, сливающаяся с ним. Волосы искрятся, светятся, как будто на них брызнуло солнце.

Весь портрет исполнен неповторимого очарования. Он — олицетворение юности, цветения весны. Он ясен и точен и в то же время как бы чуть-чуть размыт. И это не случайно: это образ-воспоминание, мечта об утраченной юности, печаль о несбывшейся любви.

Обратите внимание еще на одну особенность: черно-белые рисунки не кажутся одноцветными. Это объясняется тем, что цвет имеет множество оттенков. Различия в градации цвета от самого темного до самого светлого называют тоном, одноцветный рисунок — тоновым. Характером самого рисунка, тоном передаются качество предмета, его объем и другие свойства.

Выразительные средства графики — не просто технические приемы, а проводники мыслей и чувств художника, средства, которыми он пользуется, чтобы отобразить действительность и передать свое отношение к ней.

Многообразие графики

Современное графическое искусство очень многообразно. Это станковая, книжная, прикладная графика и плакат.

Как и в живописи, произведения станковой графики имеют самостоятельное значение. Это — рисунки и композиции, выполненные карандашом, тушью, пером и другими средствами. Графические изображения в цвете — акварель, темпера, пастель. От живописи их отличает, в частности, то, что они сделаны на листе бумаги, а не на холсте.

Станковыми могут быть произведения, не только созданные художником непосредственно от руки и существующие в одном экземпляре, но и воспроизведенные различными способами,— эстампы, Эстампом называется художественное изображение, отпечатанное на бумаге с деревянной доски, металла, линолеума или камня.

Эстамп, или гравюра, родился вместе с ремеслом. Печатание облегчало труд ткачей, резчиков по дереву, серебряных и золотых дел мастеров. Даже пекари применяли деревянную форму для печати на тесте. До сих пор этот прием сохранился в изготовлении тульских и вяземских «печатных» пряников.

Достоинство эстампа состоит в том, что каждый оттиск печатается с формы, созданной самим художником: с вырезанной им доски, литографского камня или металлической пластины. Все оттиски имеют ценность авторского оригинала, каждый сделан с его участием. Понравившуюся на выставке работу можно приобрести, и она будет таким же авторским произведением.

Гравюра обращается к большому количеству людей, приходит к человеку в дом. В давние времена, когда масса народа была неграмотной, гравюра заменяла газету.

Возможность печатания делает графическое искусство самым массовым среди изобразительных искусств. Авторская печатная форма позволяет создавать подлинно художественные произведения во многих экземплярах.

К наиболее распространенным видам графической техники относятся гравюры: на дереве — ксилография, на металле — офорт, на камне — литография (в этой технике выполнен портрет Ласочки), на линолеуме — линогравюра.

Широкое распространение получил офорт — техника, любимая Рембрандтом, Гойей, Серовым и другими выдающимися мастерами. В офорте обычно применяется штриховой рисунок. Игла или резец оставляют на металлической пластине любые линии — от резких, жестких до тонких, изящных, почти невидимых, что позволяет передать сложные состояния внутреннего мира человека, любое движение и настроение самого художника.

Особенности и своеобразие ксилографии рассмотрим на гравюре выдающегося советского художника В. А. Фаворского «1919— 1920—1921» из серии «Годы революции». На небольшом листе перед зрителем, как на рельефной карте, предстает вся огромная страна, охваченная гражданской войной: Черное море, пески пустыни, сибирская тайга. Изображено множество эпизодов, происходящих в разное время и в разной среде: скачут отряды красной конницы, уходят в леса партизаны, строем проходит полк пехоты; тянутся обозы, волы тащат арбу, шагает верблюд. В изображение включен пейзаж: рельефные очертания Крыма, куда устремилась лавина всадников с воинственным кличем «Даешь!», море, вздымающее навстречу им волны, лес, склоняющийся над партизанами, как бы скрывающий их. А рядом — страшный образ голода: трупы животных, голодные собаки, истощенные люди. В центре — группа командиров, от которых как бы расходятся лучи — главные направления ударов Красной Армии. Исторически достоверное, почти документальное сочетается с условным. Так, длинная косая полоса штриховки — это и дорога, и, может быть, луч прожектора, выхвативший из темноты фигуры людей и животных. Это и рельефная карта России с многочисленными извилинами рек и нитями дорог. Гибкие и твердые линии, контрастные по тону и направлению пятна, полосы отрывистых штрихов, выразительные светотени — все это повышает общую активность, создает ритм, передающий ощущение трудного, напряженного времени, раскрывает идею революции как победу и торжество жизни и справедливости.

Многие из техник гравюры используются не только для создания станковых произведений, но и наряду с карандашным и акварельным рисунком в книжной графике.

Книжная графика — художественное оформление книг — особая область графического искусства. Художник создает зрительно воспринимаемый целостный образ книги. Он делает обложку: помещает на ней рисунок или выбирает такой шрифт и так располагает заголовок, чтобы оформление привлекало внимание и соответствовало содержанию. Художественно оформляется и первый, заглавный лист в книге — титульный. Иногда перед каждой новой главой делаются специальные рисунки (заставки), или новая глава начинается более крупным заголовком, красиво написанной первой буквой текста — буквицей. Художественное оформление книги создает первое представление о ней, вводит в мир ее образов, мыслей.

Много произведений художественной литературы выходит с иллюстрациями, созданными для того, чтобы нагляднее представить и глубже раскрыть содержание. В иллюстрированном произведении художественный образ сочетает два вида искусства — литературу и графику.

Современные художники в своих иллюстрациях стремятся не только отразить события, описанные в книге, но и передать на языке графического искусства мысли и чувства, вызываемые литературным произведением. Так выполнены иллюстрации Д. А. Шмаринова к роману Л. Н. Толстого «Война и мир», Е. А. Кибрика к роману Р. Роллана «Кола Брюньон», литовского графика С. Красаускаса к стихам Э. Межелайтиса, и др.

Часто художник, иллюстрирующий книгу, оформляет ее целиком. Поэтический образ и содержание произведения раскрывают не только иллюстрации, но и шрифт, переплет, все декоративное убранство книги — заставки, концовки, титулы, буквицы и т. д. И только такое единство создает целостный художественный образ произведения.

Плакат

Плакат (от латинского —«свидетельство»)—графическое искусство, рассчитанное

на массу зрителей. В плакате отражаются самые острые события и поднимаются вопросы, к которым надо привлечь внимание людей. Увидев плакаты, развешенные на улицах города, можно безошибочно определить, чем живет страна, мир. Предотвратить опасность войны, остановить агрессора, сохранить природу, выполнить трудовые задания, реализовать решения партии — эти и другие жизненно важные идеи находят свое выражение в политических плакатах наших дней.

Чтобы привлечь внимание зрителя, плакат должен быть ярким и броским. Художественные средства плаката просты, доходчивы, предельно выразительны. «Плакат — это тоже живопись,— говорил М. И. Калинин,— но живопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина — это пропаганда, а плакат — агитация»1.

Советский политический плакат как особого рода искусство родился в атмосфере Октябрьской революции и стал ее оружием. Служение революции, народу и партии — таковы главные задачи советского политического плаката.

Непревзойденными образцами плакатного искусства стали произведения Д. С. Моора. В них нашли выражение основные особенности плаката: ясность идеи, предельная выразительность, лаконизм, активное воздействие. Большая, во весь лист фигура красноармейца, смотрящего прямо на зрителя, и указывающий, почти упирающийся в каждого вытянутый палец —«Ты записался добровольцем?». Это и вопрос, и призыв, и требование, и напоминание. Плакат, выпущенный в 1920 г., проникнут революционным содержанием. В обобщенном образе красноармейца, который предстает и как живой участник войны, и как ее символ, выражены требование времени, дух эпохи.

Необходимая и обязательная часть плаката — текст. Он всегда краток и предельно ясен. Текст конкретизирует идею плаката. «Помоги», «Ты записался добровольцем?», «Чем ты помог фронту?», «Воин Советской Армии, спаси!»— таковы подписи под плакатами разных лет. Плакат быстро откликается на все политические события. Так, на второй день Великой Отечественной войны появился плакат художников Кукрыниксов, клеймящий вероломное нападение фашистов на нашу страну.

Нередко образ, созданный плакатистом, становится символическим выражением своего времени. В годы Великой Отечественной войны им стал образ Родины-матери с плаката И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Плакат может быть поэтическим и даже лирическим. Его выразительные возможности многообразны. Создаваемый в нем художественный образ бывает построен на ассоциациях. Например, образ в плакате «Памяти павших» художника Е. А. Каждана навеян известными стихами Р. Гамзатова.

Стихотворный образ находит зрительное выражение: от покрытой высокой травой земли, от чуть виднеющейся над ней солдатской могилы с красным обелиском и звездочкой взмыла вверх журавлиная стая. Силуэты птиц, размытые у самой земли, высоко в небе, за облаками, приобретают четкую форму журавлиного клина.

Этот плакат, посвященный светлой памяти не вернувшихся с войны, проникнутый болью за тех, кто погиб, защищая Родину, активно протестует против войны.

Плакат откликается на самые злободневные события. Охрана природы — одна из острых проблем нашего времени. Плакат призывает: «Не загрязняйте воздух!». Эти слова написаны на крыле погибшей бабочки (художница Л. Зикмане); предостерегает: «Воды!»— вырывается предсмертный крик у птицы, парящей над растрескавшейся землей (художник Н. Шерстнев); предупреждает: «Растет долго — сгорает быстро»— написано на плакате, где изображены два дерева: зеленое и красное, объятое огнем (художник В. Каушинис).

Во время гражданской войны возник еще один вид плаката — агитационный сатирический плакат. Родоначальниками этого искусства были М. М. Черемных и В. В. Маяковский. Создавались такие плакаты при Российском телеграфном агентстве и получили название «Окна сатиры РОСТА». Во время Великой Отечественной войны были «Окна ТАСС», а сейчас средством политической сатиры служит «Агитплакат». Сатирические рисунки, сопровождающиеся стихотворным текстом, изобличают и бичуют недостатки — пьянство, хулиганство, грубость, бюрократизм и др. Остроумный рисунок, язвительный текст, заставляющие увидеть эти пороки в самом неприглядном виде, делают «Агитплакат» важным средством в борьбе с недостатками. Создают агитплакаты и на внешнеполитические темы.

Искусство плаката многообразно. К нему относится зрелищный плакат (киноплакат, афиши для театра, цирка, концертов, выставок), учебный и конструктивный плакаты. Каждый из них имеет свои особенности, но все они обращаются к зрителю и говорят с ним «шершавым языком» (Вл. Маяковский). Плакат информирует, учит, требует, тревожит, беспокоит, побуждает к активному действию.

Графика используется и для оформления предметов быта. Это прикладная или промышленная графика. Она чрезвычайно разнообразна: художественное оформление упаковок и создание этикеток для различных товаров, оформление театральных и концертных программ, грамот, пригласительных билетов, буклетов и др. Сюда же относится оформление почтовых конвертов и открыток, этикеток для спичечных коробок. Художники создают фабричные, издательские и торговые марки, эмблемы, оригиналы денежных знаков, облигаций. Особое место занимает искусство почтовой марки.

Графика — самое распространенное из изобразительных искусств. С газетой, журналом и письмом она ежедневно приходит в наш дом. На улице она останавливает наше внимание плакатом, рекламой, афишей, на занятиях мы встречаемся с ней, раскрывая учебники, пользуясь учебными или инструктивными плакатами, сами оформляем стенные газеты, рисуем. Приходя на выставки, любуемся произведениями станковой графики.

Графика всегда адресована конкретно тому, кто ее смотрит. От прямого, настойчивого обращения к нашим гражданским чувствам, взглядам, к совести — в плакате, информации — в рекламе, вплоть до личного, интимного обращения к нам каждого графического листа. Графикой мы можем любоваться не только в музее. Выбранный нами и повешенный в доме эстамп не только украсит стену, но и станет нашим «собеседником».

Рисунок, лежащий в основе графики,— важное вспомогательное средство многих искусств. Он нужен живописцу и скульптору, архитектору и любому человеку, ищущему решение своей рабочей задачи.

При помощи рисунка человек познает и изучает окружающий его мир. Особенно важно понимание графики и овладение рисунком рабочему человеку. Умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов. Поэтому изучение графики необходимо не только для повышения обшей культуры, но и для приобретения профессионального мастерства.

Где вы встречаетесь с искусством графики? Почему в наше время эстамп получил широкое распространение?

Почему В. Маяковский назвал язык плаката «шершавым»?

Что отличает графику от других изобразительных искусств?

СКУЛЬПТУРА

Скульптура подобна единожды высказанному слову. Надо, чтобы это слово было энергичным. Э. Фальконе

В 1918 г., когда шла гражданская война и на фронтах решалась судьба Советского государства, В. И. Ленин подписал декрет о памятниках республики и постановление об установлении памятников великим людям. В. И. Ленин составил список лиц, которым должны быть воздвигнуты памятники. Это были вожди пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс, выдающиеся революционеры, ученые, писатели и др. Так возник ленинский план монументальной пропаганды. Чем же объяснить такое внимание к искусству скульптуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: