Большинство знаний о мире мы получаем благодаря зрению. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,— в этой поговорке точно определено значение зрительного восприятия мира. Думаем ли мы о чем-то важном для нас или пытаемся припомнить что-то происшедшее раньше — перед нашим мысленным взором невольно возникают зрительные образы.
Но в жизни зрение часто притупляется, как бы привыкает к тому, что мы видим ежедневно. Глаз видит только самое необходимое, помогая ориентироваться в окружающей обстановке. Конечно, для того, чтобы узнавать знакомых людей, отличать яблоко от груши, достаточно просто обладать зрением. Но можно смотреть и мало видеть. Живопись помогает человеку развить остроту зрения, способность замечать и откликаться на многокрасочность, многоцвет-ность окружающих нас явлений природы. Она не просто развивает физическую зоркость глаза, а оттачивает способность зрения быстро и точно отделить главное от второстепенного, оценить богатство оттенков и переливов света и тени, почувствовать красоту цветовых сочетаний. Пятно солнечного света, бледное мерцание пасмурного дня, случайный цветовой контраст, фактура дерева, слоистое оперение птицы, переливы раковины, оттенки ткани — все это, увиденное зорким глазом живописца, приобретает в картине особый смысл, пробуждая у нас чувство удивления, радости, восхищения многообразием мира, открывает красоту в повседневном быту.
|
|
Живопись передает красочное богатство и красоту жизни, прибегая к некоторой условности. Вместо движущейся и меняющейся жизни воспроизводится только один момент. Пространство передается на плоскости так, что создается иллюзия его объемности. Условен и цвет в картине. Он и такой, как в действительности, и немного другой. Кроме того, каждый живописец нередко прибегает к своей условности. Для того, чтобы зрителям открылось богатство и своеобразие живописи, надо научиться понимать ее условность.
Живопись помогает во всей нашей жизни. Даже в овладении профессией. Нельзя стать умельцем и мастером своего дела без развитого зрения, остро и точно видящего глаза, обойтись без зрительно-образного видения, пространственного мышления, колористической грамоты. Ткачи не смогут создавать ткани, не развив умения различать тонкие цветовые оттенки, сочетания цветов. Будущим полиграфистам важно овладеть колористической грамотой, чтобы стать мастером и изготовлять хорошие книги. Чувство цвета необходимо строительным рабочим, особенно малярам: ведь от них во многом зависит цветовой климат строящегося или ремонтируемого помещения. Лекальщики и гравировщики нуждаются в развитом пространственном мышлении.
|
|
Большинство из нас умеет видеть и различать только самые общие цвета и лишь немногие их оттенки. Искусство живописи способно открыть человеку то, что он раньше не замечал, не различал. Но живопись — не только праздник для глаза, но и работа для ума и души. На вопрос, для чего нужна живопись, хорошо ответил А. А. Пластов: «...Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, гро-моподобность бытия,— на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».
Что отличает живопись от других искусств?
С какими живописными жанрами вы знакомы?
Значение живописи для вашей профессии.
Какие шедевры живописи вы знаете?
Назовите известных вам живописцев, работающих в вашей республике, и наиболее значительные их полотна. В каких жанрах.они написаны?
Какие произведения монументальной живописи вам известны? В какой технике они выполнены?
ГРАФИКА
Л рядом с живописью существует графическое изображение, ограничивающее художника черным и белым цветом, сокращающее его изобразительные средства. Черный и белый цвет характерны для графики. В. Л. Фаворский
Графика — это искусство рисунка. Само слово «графика» в переводе с греческого означает «пишу», «рисую». Графика — самое распространенное из всех изобразительных искусств.
Рисуют все. Рисуют для себя. Оформляют стенные газеты, бюллетени, рисуют, чтобы уточнить на бумаге свою мысль. Но
Несмотря на эту кажущуюся простоту, графика — искусство очень сложное. Сложность его — в условности его языка. Весь необъятный мир воспроизводится на листе бумаги, объем — на плоскости, многоцветность передается оттенками одного цвета, многообразие действительности — линиями и пятнами. При этом графика не скрывает своей условности: линия остается линией, пятно — пятном, а бумага, на которой делается изображение,— бумагой.