Особенности скульптуры

Скульптура — это объемно-пространственное изображение предметов и явлений, преимущественно человека. Название скульптуры связано с характером создания художественного образа. Скульптура — от латинского «вырубаю», «высекаю». Она создает образ человека в реальном, осязаемом объеме. Скульптура охватывает более ограниченный круг явлений, чем живопись и графика, но имеет свои преимущества в передаче богатства и многообразия человека, в увековечении и прославлении красоты его подвигов.

Казалось бы, достаточно сделать точный слепок, снять копию с человека, чтобы запечатлеть его образ. Но точная копия способна передать только внешнее сходство, без малейших признаков жизни. А скульптура, не стремясь к точной копии, передает движение жизни, раскрывает сущность изображаемого человека.

В начале XVI в. выдающийся скульптор эпохи Возрождения Микеланджело изваял 5,5-метровую мраморную статую Давида. Согласно легенде этот юноша победил великана Голиафа и спас свой народ. Скульптор изобразил Давида перед свершением подвига. Прекрасное лицо гневно, взор грозен, фигура полна внутренней сдержанной энергии, рука сжимает пращу. Весь он — выражение готовности к борьбе. Образ юноши, уверенного в победе, устремленного к ней, собравшего все силы для ее достижения, стал символом эпохи Возрождения с ее верой во всепобеждающее могущество человека.

Как правило, скульптура создает образы людей выдающихся, выражающих лучшие черты человека своего времени.

Ничего подобного простой слепок выразить не может. «Слепок передает только внешнее,— говорил великий французский скульптор О. Роден,— я же передаю и духовную сущность... Я постигаю всю правду, а не только ту, которая дается глазу. Я подчеркиваю черты, наиболее выражающие настроение, которое я передаю».

Скульптуру часто называют пластикой, т. е. «лепкой». Характер лепки, реальный объем, материал, силуэт, свет — основные выразительные средства скульптуры, при помощи которых она создает образ человека, передает его мысли и чувства художника.

Чтобы понять особенности скульптуры, представить, как она при помощи особых выразительных средств решает свои задачи, рассмотрим конкретные произведения.

Остановимся на работе И. Д. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата». Крепкая полуобнаженная мускулистая фигура,силь-ное, энергичное движение (как сжатая пружина, которая вот-вот выпрямится), поднятое вверх лицо, широко открытые глаза, складки на лбу — во всем этом не только напряжение нагнувшегося человека, но и собранность, большая скрытая сила. В образе одного рабочего художник сумел передать пафос и гнев пролетариата, поднявшегося на смертный бой с врагом.

Скульптура обладает существенным и только ей свойственным средством выражения — она объемна и смотрится со всех сторон. С одной стороны, мы видим мужественный профиль, с другой — широко открытые глаза и складки на лбу, а обходя скульптуру вокруг — напряжение мускулистой спины, и все это вместе создает впечатление красоты человеческого тела и силы духа. Очень важен для скульптуры силуэтобщее очертание изображенного. Большое значение имеет свет. Скульптор располагает объемы и массы так, чтобы они по-разному освещались. Контрастная борьба бликов света и тени усиливает впечатление движения. Скульптура неподвижна. Однако фигура не кажется застывшей. Впечатление движения достигается тем, что скульптор передает момент перехода из одного движения в другое.

Скульптура обычно стоит на подставке-постаменте. У Шадра постамент неровный, он кажется мостовой, на которую вышел рабочий. Это придает большую выразительность скульптурному образу.

Большое значение в скульптуре имеет материал. Реальный объем нельзя воссоздать на плоскости холста или бумаги. Поэтому скульптуре нужны твердые или вязкие материалы: камень, пластилин, глина, бетон, дерево, бронза, медь. Однако сделанная в пластилине и глине работа долго сохраняться не может и переводится в прочные, вечные материалы. При создании образа учитываются выразительные возможности материала. Бронза допускает более свободную композицию, некоторую детализацию. Камень требует большей компактности, сдержанности.

Материал обладает цветом. Серый или красный гранит, теплый цвет мрамора, темный или светлый тон бронзы также заранее учитываются скульпторами.

Скульптура Шадра выполнена в бронзе. Это дало возможность более зримо, отчетливо передать напряженность лица, мускулов тела, динамичность всей фигуры.

Автор монументального образа В. И. Ленина — скульптуры «Ленин — вождь» Н. А. Андреев выбрал мрамор. Лицо передает напряженную работу мысли. Голова слегка повернута вправо. Взгляд обращен вдаль. Правое плечо чуть-чуть приподнято и выдвинуто вперед. Пальцы правой руки согнуты и опираются на край трибуны. Левая рука в кармане. Поза и жест помогают выразить сосредоточенность, твердость, непреклонность. Форма головы, структура лица, надбровные дуги, глаза и волосы объемны. Точно найденное соотношение частей фигуры помогает передать состояние уверенности, твердости, спокойствия.

Создавая обобщенный образ человека, воплощая его облик в прочных материалах, скульптор в портретах современников творит портрет своей эпохи, пишет ее биографию.

Формы скульптуры

Так как скульптура по преимуществу изображает человека, то она различается по тому, как он в ней изображен. Погрудное изображение — бюст; во весь рост — статуя или фигура. Изображение нескольких людей — фигурная группа или многофигурная композиция.

Особенности многофигурной композиции рассмотрим на работе Ф. Д. Фивейского «Сильнее смерти», воплотившей высокие духовные качества советских людей. Перед нами — измученные пытками люди. Стоящий справа едва держится на ногах. В центре — мужественный, сильный человек. Его лицо, как и лица его товарищей, иссечено ударами, глаза глубоко запали. Взгляд устремлен вперед, вдаль, как будто он видит что-то невидимое другим. Сколько в этом человеке силы, сколько настоящей, внутренней красоты! Рядом с ним совсем молодой парень. Он гордо закинул голову и бесстрашно смотрит в лицо своим палачам.

Все три фигуры настолько связаны друг с другом, что нельзя представить какую-либо из них вне этой группы. Фигура стоящего в центре человека немного крупнее других, чуть выдвинута вперед. Он стоит, широко расставив ноги. Это создает впечатление устойчивости, непоколебимости. Он идейный и композиционный центр группы. Двое других опираются на него в буквальном и в переносном смысле слова: один еле стоит и не падает только потому, что держится за своего товарища. Другой — прислонился к нему плечом. Поддерживая друг друга, они составляют единое целое.

Скульптор находит точные детали для характеристики каждого. У юноши слева волосы упали на высокий лоб, и от этого взгляд кажется особенно напряженным, а глаза - горящими. Связанные за спиной руки сжаты в кулаки, Чувствуется, что это смелый, задиристый юноша, которого не удалось запугать. У стоящего справа рука повисла, волосы слиплись и падают прямыми прядями — все это говорит о его беспредельной измученности,

Остроту и трагичность этой героической ситуации усиливает и характер лепки. Материал обработан так, что блики света и тени чередуются часто, будто вспыхивают, мерцают. Все сделано как бы нервной, трепещущей рукой.

Когда смотришь эту работу, испытываешь разные чувства: страх за этих людей, восхищение их мужеством и восторг перед величайшей из всех красот мира — красотой силы человеческого духа. Какие они разные, эти люди! Парнишка, стоящий слева, готов и сейчас броситься на своих мучителей. Полон достоинства и спокойной уверенности стоящий в центре. И тот, что обессилел, тоже герой, потому что и он выстоял, оказался сильнее обрушившихся на него мучений. Все вместе они — сильнее смерти.

По объемности изображения различают круглую скульптуру — для обозрения со всех сторон и рельеф — выпуклое изображение на плоскости. Рельеф используется для мемориальных (памятных) досок, устанавливаемых на зданиях, в которых проходила деятельность выдающегося человека. Часто рельефы делают на постаментах памятников.

Как и живопись, скульптура по своему назначению делится на станковую, имеющую самостоятельное значение, т. е. не связанную с архитектурным сооружением или с практическим назначением, и монументальную, к которой относятся памятники. Памятники устанавливаются выдающимся личностям, государственным деятелям или в честь какого-то исторического события. Иногда памятники посвящаются не конкретным людям, а символизируют более общую идею: Победа, Мир, Труд, Родина. Памятник может стать символическим выражением целой исторической эпохи или образным олицетворением страны. Образным выражением античности стала статуя Дискобола скульптора Мирона. «Медный всадник» Э. М. Фальконе — это образ Петра I, олицетворение его свершений: «Россию поднял на дыбы» (А. С. Пушкин).

Поэтическим символом нашей страны стала скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Она была создана в 1937 г. для Советского павильона на Международной выставке в Париже, а сейчас установлена около ВДНХ в Москве.

Почти 25-метровые фигуры юноши и девушки. Они шагают в неудержимом порыве. Широкий шаг создает впечатление стремительности движения. Далеко отлетающие складки одежды, развевающийся шарф, откинутые назад руки усиливают ощущение порыва. Напряженно вытянутые вверх руки с серпом и молотом, движение самих фигур подчеркивают устремление вперед, ввысь. Это романтический и вместе с тем вполне конкретный образ: юноша и девушка шагают вперед, соединив в поднятых руках серп и молот — символ союза рабочих и крестьян.

В этой работе все было смелым и неожиданным. Скульптор задумала основные элементы монумента (расположив их по горизонтали) сделать летящими, пустить по воздуху. Для этого потребовался материал прочный и в то же время достаточно легкий. Впервые была применена нержавеющая сталь, которой покрывали каркас из стальных ферм. У нового материала оказались прекрасные пластические свойства, позволившие сделать композицию более раскованной. Блестящая поверхность хорошо отражает свет, и скульптура меняет свою окраску в зависимости от времени суток, освещенности и погоды.

Монументальная скульптура выполняет разнообразные функции. Будучи установленной в определенном месте, она организует окружающее ее пространство.

Памятник — это конкретная характеристика города или местности. Ленинград — это Медный всадник, полководцы Отечественной войны 1812 года, памятник Суворову, кони скульптора П. Клодта. Москва — это «Рабочий и колхозница», Минин и Пожарский, памятник Пушкину и т. д. Нередко памятник становится образным символом города. Символически-обобщенным образом Грузии стала скульптура «Грузия-мать» Э. Амашукели в Тбилиси. Двадцатиметровая женская фигура из светлого металла стоит на горе высоко над городом, словно смотрит на него. В левой руке у нее чаша с вином для друзей, в правой — меч для врагов. Сохраняя реальные женские черты, образ носит обобщенный характер. Образом Армении стал памятник героям народного эпоса «Давид Сасунский» скульптора Е. Кочара.

Ленинский план монументальной пропаганды осуществляется и в наши дни. Страна чтит и помнит своих героев. На родине дважды Героев Советского Союза устанавливаются их бронзовые бюсты. Воздвигаются не только отдельные памятники, но и целые мемориальные ансамбли, сохраняющие в памяти поколений облик героев исторических событий и сами эти события.

«Легендарная тачанка» близ Каховки, ансамбль 26 бакинских комиссаров в Баку. Величественный памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде. Стремясь передать величие подвига, совершенного народом, историческое значение самой битвы, авторы использовали принцип преувеличения,.применили монументальные решения и формы. Фигуры героев как бы вырастают из стен домов, из громады обломков. Это богатыри, выстоявшие и победившие. Кроме статуй и рельефов в ансамбль включен целый комплекс неизобразительных средств (музыка, голос диктора, записанные на пленку разрывы снарядов, голоса бойцов и командиров), призванных воссоздать обстановку, в которой решалась судьба битвы. Торжественно-траурное настроение усиливается замедленным ритмом шествия людей, которые включены в созданную ансамблем атмосферу.

 

На месте городов и деревень, уничтоженных фашистами, воздвигаются памятники и мемориальные ансамбли. Мемориалы Аб-линга и Пирчюпяй — в Литве; памятник 135 уничтоженным деревням, созданный на месте одной из них — Хатыни, в Белоруссии; мемориалы на Пискаревском кладбище в Ленинграде, в Брестской крепости и др.

В Латвии на месте бывшего лагеря смерти в Саласпилсе создан мемориальный комплекс. К нему ведет дорога, которую проложили заключенные. Она упирается в стену с узким, как лезвие, входом с надписью: «За этой стеной стонет земля». А за ней на огромном открытом пространстве, окаймленном лесом и небом, высятся гигантские фигуры: «Униженная», «Мать», «Клятва», «Несломленный». Выполненные в бетоне, они не говорят, а кричат о пережитом — о муках, о борьбе, о мужестве. Мерно стучит метроном, как бы отсчитывая минуты жизни.

Мемориалы и памятники есть в каждой республике. В Армении — это скульптурно оформленные родники, в Литве — памятные деревянные знаки и в любой местности — мемориальные стелы, памятники на братских могилах. Здесь принимают в пионеры, приносят присягу солдаты, к их подножию возлагают цветы молодожены в день свадьбы.

Памятники и мемориалы — это память живых о мертвых, потому что мертвые живут, пока их помнят и чтут живые.

Воздействие скульптуры многообразно. Она организует пространство, облагораживает и возвышает среду, в которой живут люди, становится идейно-эмоциональным центром, увековечивает истинно человеческое, делает то, что нам дорого и свято, наглядно-зримым и близким.

В чем особенности скульптуры? Как скульптура рассказывает о своем времени? Какие и кому установлены памятники в вашей местности?

Какой мемориальный ансамбль вам запомнился? Какими художественными средствами достигается воздействие скульптуры, памятника на человека?

МУЗЫКА

Она всяпорыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могущих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет. Н. В. Гоголь

От первого дня и до дня последнего, от колыбельной песни до траурного марша музыка сопутствует человеку. Она звучит на улице и дома, по радио и телевизору, в театре и в кино, в школе и в клубе. Она сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе она помогает найти ритм, в походе — преодолеть усталость, в горе и радости — излить чувства. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе и кино.

Чтобы понять и полюбить музыку, надо прежде всего научиться ее слушать. А для этого надо знать особенности музыки как вида искусства, понять своеобразие музыкального образа и тех художественных средств, при помощи которых он создается.

Особенности музыки

Сила музыки — в ее сходстве с интонацией человеческой речи. Интонацией голоса человек передает состояние своего внутреннего мира, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, мы по одной только интонации речи, а также по ее громкости и темпу можем определить то, что нам сообщается: событие радостное или печальное, приказ или просьба и т.д. По интонации можно почувствовать национальную принадлежность говорящего и индивидуальные особенности его личности.

Богатство живой человеческой речи, и прежде всего ее интонационное богатство,— основа особой образности музыки. Музыка выражает определенные чувства, настроения, переживания.

Значит ли это, что музыка всего-навсего «копирует» человеческую речь и голос? Нет, музыкальная «речь» возникает в результате сложной и тонкой переработки природных, человеческих звуков. В человеческом пении или игре на музыкальных инструментах звуки находятся в таком сочетании и гармонии, какие, за редким исключением, нельзя встретить в природе. Это звуки особым способом переработанные, построенные в определенную систему и «льющиеся» в определенном порядке. Они настолько срослись с внутренним миром человека, с его чувствами, что стали «языком души». «Музыка — это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», — очень точно определил смысл музыки композитор А. Н. Серов.

«Человек, слушающий музыку,— говорил Д. Д. Шостакович,— не может не ощущать своей связи с целым миром, не может не слышать, что сердце его бьется в унисон с большим сердцем народа и его мысли текут в огромном потоке народных дум и чаяний...»

Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.

В дни Международного конгресса по музыкальному воспитанию детей Образцовый хор мальчиков из Вильнюса «Ажуолю-кас» исполнил кантату Э. Бальсиса и поэтессы В. Пальчинскайте «Не смейте трогать голубой глобус». Это произведение о войне и о мирной жизни. О детях, которые сгорели в печах, умерли от голода, превратились в пепел, в траву, и о детях, которые живут на земле, собирают цветы, радуются светлому небу и солнцу. В хоре звучала тревога отца, который ждет своего погибшего сына, голос матери, оплакивающей свою дочь, голоса живых детей, которые напоминали о погибших детях. Плавная и мягкая мелодия сменялась резкой и жесткой. В оркестр врывались скрежещущие, шуршащие звуки. Колокола, удары барабана, глухие звуки смычковых инструментов, рояля — все вместе создавало необыкновенную и непривычную силу звучания. Музыка достигла колоссальной выразительности, захватила зал. После высоких, пронзительных и тревожных звуков раздавался чистый, ясный голос ребенка, который пел о своих делах и заботах. И когда смолк голос мальчика, некоторое время в зале царила тишина. А потом люди вскочили с мест. Зал рукоплескал, многие плакали... Музыка объединила и сблизила людей.

Музыка, как и другой вид искусства, по-своему отражает действительность. Она не в состоянии изобразить предмет или событие во всей их конкретности. Она лишена наглядности, которая составляет преимущество живописного или скульптурного образа. Но от музыки этого и не требуется. Ее сила и преимущество в другом — в передаче человеческих чувств, их тончайших оттенков. Восторг и отчаяние, тихая радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревога и надежда, развитие чувства от его зарождения, первого робкого проявления до расцвета или угасания — все доступно музыке и выражается ею с необыкновенной искренностью и полнотой. «Стенографией чувств» назвал музыку Л. Н. Толстой; «От сердца — к сердцу»,— сказал о ней Бетховен.

В этой особенности музыки — эмоциональной насыщенности, чувственной непосредственности создаваемых ею образов — заключена и своя условность. Не случайно у разных людей одна и та же музыка вызывает разные «зрительные» представления. Это объясняется особым, «интимным» характером связи музыки с человеком, который ее воспринимает, и тем что музыкальный образ по преимуществу выразительный, а не изобразительный.

Правда, музыка способна передать и конкретные явления: шелест листвы, пение птиц, удар волн о берег, горное эхо и т. п. В замечательном цикле великого русского композитора М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», состоящем из десяти крупных музыкальных пьес, как бы зримо оживают богатырские и фантастические образы русских сказок, легенды средневековья, жанровые картинки, явления современной композитору жизни. Цикл открывается пьесой «Прогулка», мелодия которой, повторяясь, словно рефрен (припев), связывает все остальные пьесы, как бы изображая переход от одной «картинки» к другой. Здесь широко используется изобразительность. Слушая музыку, мы зримо представляем себе и хромающую походку, причудливо угловатые движения гнома («Гном»), и беготню и игры детей («Тюиль-ри»), и др. Но эта «картинность» входит составным элементом в общий строй музыкальных образов, насыщенных размышлениями о смысле жизни, и могучим, радостным утверждением богатырской силы народа.

Особенности музыки и музыкального образа, показанные нами в самой общей форме, станут понятнее, если мы рассмотрим подробнее те особые художественные (выразительные) средства, с помощью и посредством которых «строится» музыкальное произведение. Ведь музыка говорит с нами языком музыкальных звуков, организованных по определенным правилам, законам музыкального творчества.

Выразительные средства музыки — это мелодия, лад, ритм, тембр, регистр, гармония и др.

Основу всякого музыкального произведения составляет мелодия, т. е. одноголосно выраженная музыкальная мысль.

Мелодию нередко называют душой музыки. Действительно, по одной только мелодии мы можем определить характер произведения. Чем ярче и выразительнее мелодия, тем легче она запоминается, тем более любимо сочинение в целом. По мелодии можно определить национальную принадлежность музыки, так как у каждого народа есть свои характерные, излюбленные напевы. Мы легко, едва ли не с первой фразы, отличаем грузинскую мелодию от украинской, литовскую — от русской. Вспоминая услышанную музыку, мы вспоминаем мелодию.

Как слово составляется из букв, так и мелодия состоит из звуков. И подобно тому как одни и те же буквы образуют самые разные слова, так одни и те же основные звуки — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — образуют самые разные мелодии. Мелодияэто ряд художественно осмысленных и организованных звуков.

Звуки в мелодии связаны между собой и различаются по своему звучанию. Есть звуки неустойчивые, как бы требующие продолжения, и устойчивые — те, которые обычно завершают музыкальную фразу. Как предмет, выведенный из равновесия, стремится вернуться в свое прежнее положение, так и неустойчивые звуки стремятся к устойчивым.

Сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в музыке называется ладом. Самые распространенные из ладов — мажор и минор. Слова эти вошли в нашу повседневную речь: мажорный — значит бодрый, веселый; минорный — грустный, печальный. Так говорят в жизни, а применительно к музыке это не совсем точно, потому что ее характер зависит не только от лада. Существует немало веселых мелодий, сочиненных в минорном ладе (достаточно вспомнить, например, «Яблочко» или «Молдавеняску»), и наоборот, мелодии мажорные могут звучать сурово и печально («Похоронный марш» Бетховена).

Звуки в мелодии всегда организованы не только в смысловом (устойчивые и неустойчивые), но и в ритмическом отношении. Одни звуки длятся дольше, другие — короче. Чередование в определенном порядке длинных и коротких звуков называется музыкальным ритмом. Ритм — это пульс музыкального произведения. Особенно важен ритм в музыке, связанной с движением,— в марше, в танце. Именно по ритму мы безошибочно определяем вальс, польку, танго, диско, фокстрот, хотя мелодии этих танцев могут быть услышаны нами впервые.

Одна и та же мелодия по-разному звучит в исполнении различных инструментов. Ее характер меняется в зависимости от того, «ведет» ее труба или скрипка, виолончель или тромбон. У скрипки теплый, проникновенно-певучий тон, у трубы — призывный. Виолончель не приспособлена для исполнения боевого сигнала, а тромбону не свойственна лиричность. И человеческие голоса, одинаковые по высоте и громкости, также различаются по своему звучанию. Эта индивидуальность, характерная окраска голоса или звучания музыкального инструмента, называется тембром.

Подобно тому как живописец смешивает краски, отбирая и сочетая их на палитре, композитор, в зависимости от того, что он хочет передать слушателям и какое вызвать у них настроение, выбирает тот или иной ритм, лад, тембр, добиваясь максимальной выразительности музыки.

Важную роль в создании музыкального образа играет гармония.

Гармония (в переводе с греческого —«созвучие»)— это соразмерность, сочетание следующих друг за другом звуков, на которое опирается мелодия. Гармония может сделать мелодию более драматичной или, наоборот, нежной, мягкой, спокойной. Гармония способна окрасить мелодию в различные эмоциональные тона, усилить ее поэтическое содержание.

Немецкий композитор Р. Шуман, сравнивая музыку с шахматной игрой, сказал, что мелодия — это король, из-за которого ведется игра, а гармония — ферзь, самая сильная фигура.

Среди других выразительных средств (а их у музыки много) необходимо отметить динамику, т. е. ту или иную силу звука, регистр — высоту звучания, темп — скорость движения музыки. Медленный темп используется в музыке для передачи покоя, строгих, сдержанных чувств или горести. Быстрая музыка помогает выражению радости, кипучей энергии, праздничного настроения.

Итак, музыкальный образ создается при помощи разнообразных средств художественной выразительности, которые осваивались и накапливались на протяжении многих веков. Они-то и помогают воплотить в музыкальных произведениях сложный мир человеческих чувств, переживаний и размышлений. А так как мир этот чрезвычайно сложен и разнообразен, то и выражающее его музыкальное искусство отличают многообразие и богатство. Это проявляется и в жанровом богатстве музыки.

Различают два основных музыкальных жанра: вокальный (т. е. связанный с человеческим голосом, со словом) и инструментальный.

Вокальный жанр

К вокальному жанру относятся песня, романс, ария. С песни, как правило, начинается знакомство человека с музыкой. «Трудно сказать, когда впервые вошла песня в хижину древнего человека. С бедой или с удачей пришла она — кто знает! Может быть, она родилась из плача по навсегда ушедшему любимому? Может, явилась в минуту великой радости, когда был низвергнут побежденный враг? История не сохранила для нас дня рождения песни. Но день этот был, и с тех пор песня стала «вечным спутником человека». Так поэтично сказал о песне замечательный советский композитор В. П. Соловьев-Седой.

Песня — это живой голос народа. Это своеобразная звучащая летопись всей его жизни — его истории, трудов, печалей, радостей. Никто в старину не записывал песен. Люди передавали их из уст в уста, от поколения к поколению. Песня отшлифовывалась, впитывала в себя талант и мудрость множества людей. Именно поэтому народная песня, как и все музыкальное творчество народа, была и остается главным источником творчества композиторов.

У каждого из народов нашего многонационального государства свой богатый и разнообразный песенный фольклор. Из поколения в поколение певцы-сказители, крестьяне, солдаты и рабочие передавали песни, рассказывающие о нелегком труде пахарей, лесорубов, рыбаков, прославляющие удачную охоту, богатый урожай, выражавшие жажду свободы и ненависть к угнетателям. Некоторые народные песни становились революционным призывом объединиться в борьбе с эксплуататорами, как это случилось с известной «Дубинушкой». Эта песня бурлаков проникла в крестьянскую среду, ее стали петь революционные рабочие и студенты, вкладывая в ее содержание мысль о том, что трудовой народ освободится от гнета.

Песня, проникнутая передовыми идеями,— могучее оружие в борьбе, она объединяет массы трудящихся. Об этом ярко сказал В. И. Ленин: «В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от родины,— он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву «Интернационала»1. Так писал В.И.Ленин в статье, посвященной памяти автора «Интернационала» Э. Потье.

Несколько поколений революционеров пели «Варшавянку», русский текст которой написал Г. М. Кржижановский, соратник В. И. Ленина. Первый ее русский вариант прозвучал в тюрьме, в знак протеста против произвола царизма. «Варшавянку» пели на баррикадах 1905 г.

На бой кровавый, святой и правый, Марш, марш вперед, рабочий народ! —

— призывала песня. Она продолжала жить и в годы гражданской войны, как и другая песня революционеров — «Красное знамя». На плакатах и знаменах писали ее призывные слова:

Мы путь земле укажем новый, Владыкой мира будет труд...

История советской песни отражает историю советского народа, его трудовых и боевых подвигов. Советская песня родилась на той особой идейной основе, в которой отражается единство личности и общества. Прошло много лет с тех пор, как были созданы «Каховка», «Катюша», «Марш энтузиастов» и многие другие песни советских композиторов, но их поют и сейчас. В них выражены чувства, мечты и уверенность строителей нового общества в победе идей социализма. Они проникнуты жизнерадостностью и оптимизмом. В тяжелые годы борьбы с фашизмом «Катюшу» и «По долинам и по взгорьям...» пели югославские и итальянские партизаны, считая их своими «национальными» песнями. В конце 30-годов композитор В. Белый и поэт Я. Шведов написали песню «Орленок» о молодом герое гражданской войны. Первым ее исполнителем был певец А. Окаемов. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен. Когда фашисты вели его на расстрел, он пел «Орленка».

Музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны стала «Священная война» композитора А. Александрова и поэта В. Лебедева-Кумача. Суровая и величественная, торжественная и мужественная мелодия этой песни точно выразила чувства всех советских людей. Слова текста строго и сдержанно говорили о главном, что волновало каждого,— справедливом гневе народа, благородной ярости. Песня звучала как призыв, как набат, вселяла веру в свои силы. В конце июня 1941 г., через неделю после начала войны, артисты Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии исполнили ее в здании Белорусского вокзала отправляющимся на фронт бойцам.

«Эшелоны уходят на фронт. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданчиках. Суровые лица... Сдвинутые брови... И вот подымается рука руководителя ансамбля профессора Александрова и своды вокзала потрясает задушевно-простая и величественная музыка «Священной войны»... Как воинская присяга звучит песня. Как священная клятва воинов: драться до последней капли крови... И все бойцы как один подымаются с мест. Стоя слушает воинская часть эту песню... Пять раз повторяет ансамбль «Священную войну» в благоговейной тишине, и по окончании ее «ярость благородная» наполняет до краев сердца бойцов и командиров...»— вспоминает свидетель первого исполнения этой песни.

«Нам песня строить и жить помогает...»— в этих словах песни И. О. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята», впервые исполненной Л. О. Утесовым, емко и точно определены место и роль советской песни в нашей жизни. Она сопровождает людей в праздники и будни, звучит на стройках и в туристских походах, в общежитиях рабочих и студентов. Имена композиторов-песенников известны миллионам.

«Главное, ребята, сердцем не стареть!»— слова и музыку этой песни можно поставить эпиграфом ко всему песенному творчеству замечательного советского композитора А. Н. Пахмутовой. Достаточно услышать простые, легко запоминающиеся слова «Песни о тревожной молодости», или начало проникновенной лирической песни «Нежность», или песню-память о первооткрывателе космоса Юрии Гагарине «Знаете, каким он парнем был!», чтобы каждый, кто любит песню, сказал: это — Пахмутова. «Узнаваемость», популярность ее песен поразительна. Секрет этой популярности — в простоте и жизненной достоверности произведений Пахмутовой, хорошо знающей труд и быт, думы и настроения людей. Большинство ее песен родилось под впечатлением встреч композитора со строителями Братской и Усть-Илим-ской ГЭС, с моряками Северного флота, с космонавтами и летчиками.

Песня прочно вошла в наш быт. Не только народная и эстрадная, исполненные профессиональным певцом или певицей. Но и самодеятельная, рожденная в самой молодежной среде (песни студенческие, туристские). Положительно оценивая массовое увлечение эстрадной, танцевальной музыкой, надо задуматься над тем, насколько высоки музыкальная культура и художественный вкус этих выступлений и исполнителей.

Песня — это прежде всего человеческий голос, ведущий музыкальную мысль. Главное в песне — мысль, которая выступает в форме музыкальной мелодии, интонации, многокрасочной, богатой нюансами (обертонами, как говорят музыканты). Это делает песню и ее исполнение запоминающимися.

В нашей стране немало высокохудожественных и талантливых вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), исполняющих песни и популярные мелодии в современном стиле или манере. Это и «Ариэль» из Челябинска, и полюбившийся миллионам слушателей белорусский ансамбль «Песняры», грузинская «Иверия» и другие коллективы. Все они, каждый по-своему, используют современные ритмы и инструменты, усиленные электроаппаратурой. В их репертуаре старые народные песни, многие из которых переживают как бы «второе рождение», современные произведения и песни собственного сочинения. Основное внимание они уделяют раскрытию внутреннего смысла, красоты исполняемого произведения, утверждению гражданственности.

Одна из причин популярности музыки ВИА — доступность. Но чтобы она стала искусством, несла в себе какую-то музыкальную мысль и радовала слух, необходимы талант, знания и музыкальная культура.

Музыка, предназначенная для отдыха (часто ее называют «развлекательной»), может быть разной и по-разному воздействовать на человека. Она может принести радость, пробудить светлые чувства, снять усталость. И она же, лишенная яркой мелодии, настоящего поэтического текста, нещадно эксплуатирующая энергичные ритмы и электроусиливающие средства, способна оглуплять людей. Об этой опасности хорошо сказал выдающийся советский композитор, страстный пропагандист музыки Д. Б. Кабалевский: «Когда развлекательной музыки слишком много и тем более, конечно, когда она плохая, она обладает способностью отуплять сознание человека». Примитивные мотивы, говорил Л, Утесов, бесцеремонно навязчивы, и они тоже «воспитывают»— упрощают и обедняют наш духовный мир.

К вокальной музыке наряду с песней относится романс. Романс — небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Вначале этим словом обозначалась песня народного склада, позднее — произведение для сольного вокального исполнения в сопровождении какого-либо инструмента, написанное в несколько отличной от песни форме. Романс родился в русле народной песенной культуры, в среде художественной интеллигенции, которая стремилась понять народ, приблизиться к нему. Расцвет русского романса приходится на XIX столетие, когда музыка начинает проявлять особый интерес к раскрытию внутреннего мира, интимных чувств человека.

Основоположниками романсовой музыки в России были М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев; за рубежом — Ф. Шуберт, Р. Шуман. Во второй половине XIX и начале XX в. к первым классикам романса прибавились имена А. П, Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Э. Грига, И. Брамса и др.

Романс — бытовой, лирический, любовный и т. д. — это своего рода музыкальная исповедь, выражающая возвышенные чувства, глубоко личные настроения. «Однозвучно гремит колокольчик», «Гори, гори, моя звезда», «Калитка» и многие другие старинные романсы поражают своей музыкальностью, человеческой проникновенностью. В наши дни широко исполняются классические романсы, сочиняются новые, современные.

Музыка и песни наполняют нашу жизнь. Без них она потускнела бы. Но живут и долго поются только те песни, где чувство соединяется с мыслью, где глубоко личные чувства получают общечеловеческое звучание, становятся близкими всем людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: