Преступлением сталинизма считается насильственная депортация народов СССР в годы массовых политических репрессий

Урок «Народы, языки и религии России»

Ребята, у вас на эту тему отводится 2 урока, т.е. на этой недели в среду и четверг. Ваша задача на 2 урока:

1. Прочитать теоретический материал. По ходу объяснения материала работать с картами, рисунками и отвечать на поставленные вопросы.

2. В процессе работы заполняйте рабочий лист (я его вам скинула) в тетрадях. Поскольку ваши тетради у меня в школе, просьба завести на время дистанционного обучения тетради 12л. В клетку.

3. Просмотреть видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/5981/main/170820/.

4. Ваше домашнее задание: параграф 36, выучить информацию в рабочем листе, вопросы и задания на стр.189, задание 4 письменно.

Работы высылаете в ВК скрины: в тетрадях рабочий лист заполненный, задание 4. К следующему уроку 15 апреля учите конспект в тетрадях.

По желанию: подготовить вопросы на тему «Знаешь ли ты народы России?» или написать мини-сочинение на тему «Я в диалоге культур», составить кроссворд «Народы России». Работы высылаете мне ВКонтакте.

Цели урока: раскрыть понятие «этнос», особенности этническойструктуры населения регионов России;раскрыть значение русского языка для народовРоссии; выявить особенности географии религий в России.

« Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Николай Бердяев -Великий русский философ (1874-1948). Бесконечно трудная задача стояла перед русским народом - задача оформления и организации своей необъятной земли. Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта».

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=YEh4IAV8LKU Идея единства мира в его многообразии является неотъемлемым атрибутом фило­софской мысли на протяжении всей ее истории. Знаменательно, что концепт «единство в многообразии», ставший девизом Европей­ского союза (ЕС), был предложен именно школьниками. Девиз означает, что с помощью ЕС европейцы объединены, работая вместе на благо мира и процветания, что разнообразие культур, традиций и языков в Европе является позитивным капиталом для кон­тинента. - Ребята, про Россию тоже можно сказать «Единство в многообразии». Как вы думаете, почему?  
- Давайте вспомним из курса 7 класса «что такое этнос»? Этнос - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая единые язык, культуру, хозяйство, территорию, этническое самосознание. - Чем характеризуется этнос? Самый главный признак этноса - этническое самосознание человека, т.е. представителем какого народа человек себя ощущает. Этническое самосознание зависит от воспитания, обычаев, религиозной принадлежности, языка и др. Отвечают на поставленные вопросы.  
- Этническая мозаика России, это преимущество или проблема? Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос? План урока: 1.Что такое этнос? 2.Какие народы самые многочисленные? 3.Какова этническая структура регионов России? 4.Какой язык является связующим в многонациональной стране? 5.Какова география религий в России?  
- Как звучит тема нашего урока? Записываем в рабочем листе тему«Народы, языки и религии». Сегодня на уроке вы узнаете: сколько народов живет в России, на каких языках говорят россияне, какие религии исповедуют жители России. Записывают тему урока.
Сколько народов живет в России.   Россия - многонациональное государство. Почему Россию называют многонациональной страной? (стр.183) По данным переписей, на её территории проживает более 190 народов. Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции, культуру, уклад жизни. Основная часть народов России (около 100) постоянно проживала на её территории (русские, татары, башкиры и др.), поэтому их называют коренными. Коренные народы преобладают во многих национально-территориальных образованиях: в Калмыкии, Татарстане, Тыве, республиках Европейского Юга. Примерно 20 народов - выходцы из ныне со предельных с Россией государств (украинцы, казахи). Около 10% населения России - представители народов дальнего зарубежья.   - Задание № 1. Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численности и % соотношению и расставьте их в порядке убывания численности В РАБОЧЕМ ЛИСТЕ. - Какие народы России самые многочисленные?
Национальность Численность, чел. в %
  русские 111 889 107 81
  башкиры 1 673 389 1,2
  белорусы 807 970 0,56
  татары  5 554 601 3,9
  чеченцы 1 360 253 0,94
  чуваши 1 637 094 1,13
  украинцы 2 942 961 1,4
  армяне 1 130 491 0,78
  аварцы 814 473 0,56
  мордва 843 350 0,58

 

По численности среди народов России можно выделить 7 крупнейших, насчитывающих более миллиона человек (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне). Крупнейший по численности народ - русские - 111 млн человек (около 81% населения России).

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Эти народы относят к малочисленным, исчезающим народам. Например, численность кереков («приморские люди», Беринговский район, по переписи 2010 года кереками себя записали 4 человека), алеутов (название «алеут» русского происхождения, оно было дано после открытия Алеутских островов и впервые встречается в документах в 1747 году; Камчатский край, 482 человека), ижорцев (2010 году - 266 человек, Ленинградская область; фольклор ижоры известен нам по устному народному творчеству - песням-рунам сказителей-рунопевцев), энцев (227 человек, Таймырский Долгано-Ненецкий район. Главенствующую роль в обществе играет мужчина. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребёнка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения. В быту энцы обычно пользуются не именами, а прозвищами, которые есть у каждого человека. У одного человека их может быть несколько. Например, человеку с короткой шеей дано прозвище Бякши 'без шеи'. Встречаются также прозвища Ниби 'паук', Найку 'лысенькая', Тэтако 'богатенький') не достигает и тысячи человек.

 


Процесс объединения многочисленных народов в составе России проходил сложно и не всегда бескровно. Многие национальные проблемы так и не были решены.

1. В советское время, в период сталинских репрессий, происходило насильственное переселение (депортация ) многих народов (рис. 92). Всего в 30-50-е гг. прошлого столетия насильно было перемещено 1,6 млн человек (ингуши, чеченцы, балкарцы, калмыки, немцы Поволжья, курды, турки-месхетинцы, крымские татары и другие народы). Отголоски этого «переселения народов» проявляются во многих современных этнических конфликтах, происходящих на территории нашей страны.


Рис.92 на стр.185 Депортация народов в СССР.

1) Какие народы подверглись полной депортации? Куда их переселили? Смотрите и отвечаете.

· Ижорцы – Урал, ингерманландцев - выселяют на берег Енисея, на золотые рудники.

· Немцы – были выселены в Казахстан, Урал, Западную Сибирь. Немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках. Крымские татары (официальной причиной назывались «предательские действия крымских татар против советского народа», основанием для высылки было объявлено массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии), греки – Казахстан, Узбекинстан.

Тяжелые условия пребывания спецпереселенцев, созданные властью, уносили сотни жизней ни в чем неповинных людей. Немец-трудармеец Ф. Лореш воспроизвел в своих записках не только ту тяжелую атмосферу, которая царила в лагерях трудмобилизованных, но и вскрыл причину смертей. "В лагере свирепствовали инфекционные заболевания, среди которых первое место занимала дизентерия. У крайне ослабленных и истощенных она очень быстро заканчивалась смертью. Умирали трудармейцы десятками в день..."

· Калмыки, народы Северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы) – Казахстан, страны Средней Азии (Узбекистан, Киргизия).

2) Какие народы подверглись частичной депортации? Куда?

· Эстонцы, латыши, литовцы – Казахстан.

· Украинцы – Сибирь, Дальний Восток.

3) Какие народы и куда были частично депортированы в связи с подготовкой военных действий?

· Корейцы были выселены из приграничных районов Дальнего Востока в необжитые целинные районы Средней Азии (в основном, Узбекистан и Казахстан).

Публикации, появившиеся в последние годы, в точности восстанавливают картину переселений. Угай Де-Гук в своем романе "Обручальное кольцо" так описывает обстановку того времени: «Все эшелоны, на которых вывозили корейцев, состояли из товарных вагонов. Один эшелон в среднем из 50-60 вагонов: людских и грузовых. Только сопровождающие работники органов НКВД и милиции ехали в классных вагонах. В товарных вагонах не было ни одного окна, только дверь. Как она закрывалась, в вагоне кромешная тьма. Да и снаружи никто не знал, что везут, кого везут в этих вагонах - скот или ссыльных людей. И поэтому его так и прозвали "Черный ящик"».

· Турки-месхетинцы - были депортированы в Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Депортация была произведена «в связи с тем, что значительная часть населения проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов».

· Курды. В 1937 году курды Армении и Азербайджана, а в 1944 году - курды Грузии были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.

· Поляки. Были депортированы в Сибирь. Другой категорией депортированных были беженцы, которые спасались от немецкой оккупации в Советском Союзе. Поляков переселяли преимущественно на север Европейской части СССР, на Урал и в Сибирь.

Преступлением сталинизма считается насильственная депортация народов СССР в годы массовых политических репрессий.

Среди мер "наказания" непослушных, неблагонадежных использовалась депортация. Проводимые депортации "объяснялись" целым комплексом причин: "неблагонадежность", превентивность мер, конфессиональный фактор, выступление против преобразовательных мер, участие в бандформированиях, принадлежность к институтам отжившего строя (Прибалтика, западные районы Украины и Белоруссии, Молдавия и т.д.).

Пик депортаций приходится на период после вступления Германии в войну против СССР. Оно заметно обострило социально-экономическую обстановку в стране, углубило криминогенную ситуацию в тылу, создало условия для открытых выступлений различных групп населения против режима, который принимал меры по укреплению своих позиций в условиях военной обстановки.

Выжить репрессированным народам в те тяжелые, критические годы помогли сострадание и гуманизм простого народа. Представители депортированных народов с самого начала их выселения были морально и социально ущемлены, лишены элементарных прав. Не обеспечивалось право сохранности личного имущества и собственности спецпереселенцев, хотя это и предусматривалось государственными документами.

Это одна из трагических малоизвестных страниц в истории советского государства, которую правительство хранило в глубокой тайне. В результате его ошибочной политики массового переселения народов и групп населения, принадлежавшего к различным национальностям, депортации подверглись отважно защищавшие Отчизну, смело сражавшиеся на многих фронтах войны. Необходимо подчеркнуть, что депортация населения наносила ущерб стране, в первую очередь экономике районов прежнего обитания переселяемых народов, их культуре, традициям. Прерывались устоявшиеся экономические и культурные связи между народами-соседями, деформировалось национальное сознание масс. Был заметно подорван авторитет государственной власти. Долгие годы потребовались для исправления допущенных крупных ошибок в национальной политике в период Великой Отечественной войны. Отголоски этого «переселения народов» проявляются во многих современных межэтнических проблемах, существующих на территории нашей страны.

2. Кроме того, на перемещение по территории России людей различных национальностей оказывали влияние происходившие в стране экономические и социальные процессы. Так, в период индустриализации (индустриализация в СССР - процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических государств, осуществлявшийся с мая 1929 года по июнь 1941 года; официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрного государства в ведущее индустриальное) практически во всех национальных республиках увеличилась доля русских. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники.

 

«     Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».                                                                                                                И. В. Сталин

 

Партийное руководство обеспечило мобилизацию населения в поддержку индустриализации. Миллионы людей самоотверженно, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены. В 1932 г. стал возможным принудительный перевод рабочей силы между предприятиями.

В период индустриализации доля русских увеличилась на Украине, а затем и в других национальных республиках. В период освоения целинных земель росло число русских в северном Казахстане.

Наиболее известные стройки 20-х – 30-х годов это: Днепрогэс, Магнитка, Беломорканал, Челябинский, Харьковский, Сталинградский тракторные заводы. К концу 30-х годов стали очевидны итоги индустриализации – появилась мощнейшая промышленность.

 

3. В период с 1979 по 1989 г. наметилась обратная тенденция - реэмиграция стр.185 (запишите определение в рабочих листах) - возвращение русскоязычного населения. Одним из ярких событий послевоенного периода с политической точки зрения стала массовая реэмиграция советских и бывших российских граждан в СССР после 1945 г. Данное мероприятие оценивалось как единодушное и естественное желание бывших соотечественников воссоединиться со своей Родиной спустя годы. Процесс реэмиграции затронул миллионы людей, поспешивших вернуться. После распада СССР процесс возвращения русскоязычного населения из вновь образовавшихся стран СНГ усилился.

 

Благодаря сложной многовековой истории России, сопровождавшейся перемещением по ее территории представителей разных народов, практически каждый ее регион – многонациональный. Тем не менее в разных частях России наблюдаются свои особенности национального состава. Русские составляют более половины всего населения в 80% субъектов РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow