Скрытый кризис: (привел к развитию психодиагностики, вопросы о статусе психологии)

Этапы:

Отдельная психологическая школа, отсутствие обще признаваемой системы

Заявление как о новых теориях

Появление новых концепций

Причины скрытого кризиса:

Отсутствие единой теории кризиса

Чел имеет животное начало

Не определяется стандартными методами диагностики

Отсутствие видимых симптомов кризисных явлений

 

Бихевиоризм

 

Направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Понятно, что в случае с животным не приходится говорить о явлениях сознания и тем более об интроспекции как способе постижения реальности психического.

Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э. Торндайка, который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных "закона научения". Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль "наград" и "наказаний" в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что "награды" оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем "наказания".

Учение И.П. Павлова об условном рефлексе и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева также оказали значительное влияние на формирование "психологии без сознания". Однако настоящим отцом бихевиоризма считается Дж. Уотсон, который в 1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием "Психология глазами бихевиориста". Задачу психологии. Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии - в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитое S --" R). То, что психологи прежде называли "сознанием", также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление - это речь минус звук).В центр интересов Дж. Уотсона сразу стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, т.е. выработка полезных сочетаний стимулов и реакций, может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э. Толмен (1886--1959) пришел к выводу о необходимости введения понятия "промежуточных переменных". В качестве промежуточных переменных Толмен предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний - прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.

Основоположник – джон уотсон

Бихевиоризм отвергал сознание и бессознательное

Предмет исследования:

Поведение можно осмыслить как независимую от психической сущности, соответственно псих. процессов

Поведение как проявление психики

Противоречие:

Отказ от рассмотрения сознания, но при этом нельзя полностью исключить или игнорировать его роль

Задача:

Изучение поведение животных существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Такие не менее важным было установление однозначности между S и R. Связь между эс и эр является основным механизмом поведения

Цель:

Создание средств контролирующие поведение

Попытки расширения бихевиоразима

Топмен предлагает ввести понятие «промежуточная переломная»

Поведение трактовалось как функция окружающей среды, промежуточных переменных, наследственности и возраста

Только при рассмотрении всех этих составляющих можно объективно описать поведения

Направление бихевиоризма – Бандура (социобихевиоризм) – классический бих. – необих.- концепции на поведения воздействует последствия спинера оперантное научение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: