Культурно-исторический подход в психологии. Л.С. Выготский

 

Выготский выдвинул две линии развития:

· натуральная линия развития – заключается в естественном развитии ребенка от рождения

· культурно – историческая – возникает при проявлении общения. Процесс развития по Выготскому – качественное и количественное изменение психики, организма и личности человека. Развитие ребенка неравномерно, имеет свой темп и ритм.

 

 

Основная проблема -генезис человеческого сознания. Произвольное поведение - это волевые усилия (мышление, логические запоминания).

Выделял 2 уровня психического:

· НПФ - это механическое запоминание, непроизвольное внимание. Элементарные функции, которые даны человеку от природы.

· ВПФ -  целенаправленное мышление, творческое мышление, логическое запоминание, произвольное внимание, творческое воображение, речь, память, восприятие. Сложные психологические процессы.

  Предметом является - история развития ВПФ.

 Свойства ВПФ:

· Опосредованность (наличие посредника (есть некое средство, благодаря которым ВПФ организуется).

· Социальность

· Произвольность

· Сложность

· Осознанность

 Для ВПФ принципиально наличие внутреннего средства. Знак - это психологическое орудие. ВПФ возникает на основе НПФ.

Интериоризации -это путь развития из внешнего мира во внутренний. Возникает только в обществе. Социогенез ВПФ - это и есть их история.

ВПФ проходит в своем развитии 2 стадии:

· форма взаимодействия между людьми

· как внутренний процесс. Через общение человек овладевает знаками (ценностями культуры) приобщаясь к культуре - формирование ВПФ. Обучение должно идти впереди развития.

2 понятия-ЗБР и ЗАР:

· ЗБР (зона ближайшего развития) – функции, которые еще не созрели, но находятся в процессе созревания. То, что он делает под руководством взрослого, а завтра самостоятельно.

· ЗАР (зона актуального развития) – достигнутый уровень, то что ребенок может выполнить без помощи взрослого.

Деятельностный подход в психологии. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев

Рубинштейн -сформировал принцип единства сознания и деятельности (отражает идею о том, что сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней единство.

· Деятельность можно рассматривать как предмет психологического исследования.

· Деятельность объяснительный принцип психологии, она связана с активностью человека в социуме.

Леонтьев -расширил принцип единства сознания и деятельности выдвинул принцип единства психики и деятельности. Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет тоже строение. Те внутренние структуры, сложившиеся в результате интериоризации являются основой для возникновения внешних действий. Может быть не только переход внешнего в внутреннее, но и наоборот (экстериоризация).

Структура деятельности:

Деятельность — это форма активности, активность побуждается потребностью (состояние нужды в определенных условиях), в результате этой активности потребность встречается со своим предметом, происходит фиксация на предмете, который может удовлетворить потребность. Активность получает определенную направленность, появляется мотив (то ради чего совершается деятельность). Появление мотива -  появлением деятельности. Главная структурная единица деятельности - действие, оно направлено на достижение цели (акт сознания в виде постановки цеди, акт поведения и принцип активности). Способы, с помощью которых реализуется действие - операции. Цель, заданная называется задача. Сдвиг мотива на цель. Деятельность можно различать по направленности, по предмету, и Эльконин ввел новое понятие - ведущая деятельность (деятельность, наиболее значимая в конкретном возрасте).

Принципы деятельности:

· Единство сознания и поведения

· Активность

· Предметность деятельности и соц.

Иногда срабатывает механизм сдвига мотива на цель. Со временем цель приобретает самостоятельное движение, то есть становится мотивом (только при положительных эмоциях). 

 

 

Гуманистическая психология

 

- направление противоположно бихевиоризму и психоанализу. Возникла в 60-е годы 20-го столетия.

Предмет – изучения здоровья, зрелые творческие личности. Цель и объект совпадают, так как задача изучения нормальности человека реализуется на выборе здоровых личностей.

Основоположник Роджерс. (любой человек имеет желание к самосовершенствованию, определяет смысл жизни, цели и ценности.

Маслоу – один из основоположников - в основе его теории лежит иерархия потребностей человека.

Уровни потребностей:

· Физиологические потребности-пища, сон, секс.

· Потребности, связанные с безопасностью (Предсказуемость).

· Потребность в любви и принятия эмоциональных отношений между людьми, любовь и быть любимым.

· Потребности, связанные с уважением и самоуважением. 5-потребность в само актуализации. (стремление стать всем, чем можно) самосовершенствование.

Принципы гуманистической психологии:

· принцип целостности - личность является целостностью. Личность уникальна и обладает своими переживаниями.

· принцип позитивности-человек изначально добр и нейтрален.

· принцип развития - внутренний потенциал личности (раскрывается в течение жизни). Актуализация развитие не имеет предела. Творческий потенциал.

· принцип активности - человек не жертва обстоятельств. Человек сам выбирает свой путь. Против насилия.

Личность в гуманистической психологии:

· человек личность

· каждая личность уникальна, индивидуальна

· человек активное существо, нужно развитие

· главная психологическая реальность человека – его переживания

В гуманистической психологии используются разные виды терапии. Человек от природы изначально хорош и склонен к самосовершенствованию.

Представили: Роджерс, Маслоу, Франкл.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: