Генетическая психология

 

Жан Пиаже - основоположник, предусматривала изучение психологической деятельности с позиций системно-структурного анализа. Используя системно-структурный анализ, Ж. Пиаже подчеркивает, что, взятый сам по себе, он не может служить достаточным орудием научного объяснения какого-либо явления. Исследуя условия появления и законы развития структур, можно объяснить их природу и закономерности функционирования. В результате выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Основной материал изучения – поведение ребенка в различных формах. В отличие от представителей бихевиористского направления, Ж. Пиаже не ограничивался описанием действий, а пытался реконструировать на их основе те психические структуры, проявлением которых является поведение. Исследования привели его к заключению, что и сами психические процессы, не только интеллектуальные, но и перцептивные, представляют собой специфическую деятельность. Изучал лишь элементарные формы деятельности развивающегося человека.

Операция – центральные понятие теории Пиаже, это мышление действия ребенка. Важное свойство обратимость – возможность вернуться к началу мыслительного процесса.

Основная задача:

- изучение структуры человеческого интеллекта. Рассматривал его строение как естественное развитие в ходе эволюции менее организованных органических структур.

Взаимосвязь ассимиляции и аккомодации:

· Ассимиляция - организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения

· Аккомодация - перестраивает их в соответствии с особенностями среды.

-В этой связи развитие интеллекта мыслилось как единство ассимиляции и аккомодации, ибо посредством этих актов организм адаптируется к своему окружению.

В 30-х годах перелом. Разработал логически-математический аппарат. Операция детерминирует позвана тельное развитие ребенка.

При исследовании интеллекта использовал метод срезов: он предъявлял детям различного возраста одну и ту же задачу и сравнивал результаты ее решения (позволял уловить определенные сдвиги в интеллектуальной дд ребенка, увидеть зарождение предпосылок последующего этапа).

Концепция Ж. Пиаже доказывала, что зачатки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Но переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении всех тех, которые возникли на предыдущих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того, как он поднимается на высшую ступень, на эту высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления. Теория Пиаже захватывает возраст от младенчества до достижения взрослости. Считал, что мышление ребенка от взрослого отличается логичностью.

Стадии развития ребенка:

· Сенсомоторная 0-2 лет (формир. различ. манипуляций с предметом; отделение себя от окружения; плохая речь)

· Дооперационная 2-7 лет (усвоение языка)

· Конкретность операций 7-12 лет (логич. рассуждение, исправление ошибок с прошлой стадии, но не все сразу)

· Формальность операций 12+ (способность мыслить логически)

Активность психического отражения

 

В психологии сложились два подхода, два взгляда на процесс порождения чувственного образа. Один из них воспроизводит старую сенсуалистическую концепцию восприятия, согласно которой образ является непосредственным результатом одностороннего воздействия объекта на органы чувств.

Воспринимают не органы чувств, а человек при помощи органов чувств.

Дистантное восприятие (зрительное, слуховое) -  представляет собой процесс чрезвычайной сложности, и его исследование наталкивается на множество фактов, кажущихся противоречивыми, а иногда и необъяснимыми. Психология не может строится только в виде суммы эмпирических фактов, она не может избежать теории, и весь вопрос в том, какой теорией она руководствуется.

В восприятии постоянно происходит активный процесс "вычерпывания" из реальной действительности ее свойств, отношений и т. д., их фиксация в кратковременных или длительных состояниях реципирующих систем и воспроизведение этих свойств в актах формирования новых образов, в актах формирования новых образов, в актах узнавания и припоминания объектов.

Наши чувственные образы содержат в себе движение, противоречия - они отражают объект в его многообразных связях и опосредствованиях. Никакое чувственное знание не является застывшим отпечатком. Хотя оно и хранится в голове человека, но не как "готовая", а лишь виртуально - в виде сформировавшихся физиологических мозговых констелляций. Представление об объекте включает в себя не только сходное в объектах, но и разные как бы грани его, в том числе и не "накладывающийся" друг на друга, не находящиеся в отношениях структурного или функционального подобия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: